Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«О конфликте Fortum и «Юнипро»: западная PR-индустрия в корне отличается от российской»

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Никитинский
Красноярский край
10 ДЕКАБРЯ, 2019

Дамов Василий Михайлович

Политология и политтехнологии
Красноярский край

В Сети появился ресурс, на котором сотрудников Березовской ГРЭС просят сообщать компромат на свое начальство. Одновременно с сайтом появилась и группа в Facebook «Общество друзей Березовской ГРЭС», преследующая те же цели. Существует мнение, что все это – часть корпоративной пиар-войны между двумя энергетическими компаниями: финской Fortum и российской «Юнипро». Последняя владеет Березовской ГРЭС, которая в прошлом году пережила серьезную аварию. О том, какими методами и с какой целью ведется эта пиар-кампания, экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился красноярский специалист по связям с общественностью Василий Дамов:

«История противостояния финской Fortum и «Юнипро» – типичный корпоративный конфликт, которых немало. Одна компания (Fortum) хочет поглотить вторую. Последняя, как часто бывает, сопротивляется недружественному поглощению. И противостоит прежде всего юридически и довольно грамотно, внеся один из своих активов в категорию стратегических, а их покупка налагает на иностранных инвесторов ограничения и требует разрешения российских контролирующих органов. Судя по всему, Fortum, пытаясь воздействовать на государственные органы, принимающие решения, запустила информационную кампанию, задачей которой является очернить репутацию «Юнипро» и как следствие – изменить возможный исход дела в свою пользу. В принципе, ход логичный и тоже не новый.

Кампания получилась довольно дорогостоящей: я лично видел точно не менее двух десятков публикаций в федеральных СМИ, так или иначе пытающихся обратить внимание читателей на проблемы «Юнипро» и ее активов. Не знаю, добились ли заказчики требуемого результата, но денег точно потратили немало. То, что кампания вышла за пределы Москвы и федеральных медиа и спустилась в регионы и в социальные сети, – хорошо. И в целом очень правильно. При этом я категорически не понимаю, почему это случилось сейчас. Конфликт вроде затихает, ФАС определилась с решением. И если у поглощаемой компании еще есть какой-то резон предпринимать попытки противостоять этому решению, то у Fortum, которая добилась необходимого для себя, по логике должна быть стратегия залечь на дно. В крайнем случае если оппоненты начнут ответные информационные действия – то реагировать. Но дуть на угли, раздувая их с новой силой, – зачем?

В целом у меня большие сомнения в выбранной технологии. Хорошо, вы хотите найти компромат на региональные активы оппонента. Скорее всего, он есть. Но, ребята, сидеть в Сети и искать таргетом в Facebook строителей в Шарыпово, которые расскажут вам про злоупотребления во время ремонта? Покупайте билет на самолет в Красноярск, из Красноярска – на маршрутку в Шарыпово, поживите там неделю, пообщайтесь с местными, почитайте местные паблики. Ну какой Facebook, серьезно? Мы лет пять назад работали в одном из подобных конфликтов в Сибири на стороне одного из клиентов. У нас сотрудники местной районки стали лучшими друзьями – уж они-то в районе все знают. Думаю, что конфликт в итоге завершится так, как и планируют в Fortum, а вот про их региональный этап PR-кампании в поддержку этого решения можно будет рассказывать как анекдот.

Отдельно меня интересует, знают ли финские владельцы Fortum о том, чем занимаются их менеджеры в России? Западная PR-индустрия в корне отличается от российской, где публичный поиск компромата на конкурента и откровенно заказные публикации в СМИ – абсолютно нормально в отличие от большинства европейских стран. В принципе, на месте менеджмента «Юнипро» я бы апеллировал как раз к этому: господа финны, вы покупаете актив в России, используя для этого откровенно токсичные инструменты, – насколько это этично с точки зрения ведения бизнеса в вашей стране?».

Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин