Редакция «ФедералПресс» / Давид Азизов
Иркутская область
26 НОЯБРЯ, 2020
Иркутск неоднократно становился полем битвы между краеведами и бизнесом. Исторический центр города с его деревянной архитектурой – самый лакомый кусок земли под жилищное строительство. Наиболее болезненная архитектурная реалия Иркутска – «точечная застройка», когда между двух деревянных усадеб 19-го века появляется многоэтажка из стекла и бетона. В одном только областном центре свыше 1000 официально признанных памятников архитектуры, однако, и они регулярно попадают под снос. Личным взглядом на болезненные изменения облика «старого Иркутска» с «ФедералПресс» поделился краевед Алексей Петров:
«Старый Иркутск был основательно прорежен в 90-е и начале 2000-х, когда велась бездумная точечная застройка. В результате мы видим такие страшные с точки зрения архитектуры вещи как высотка на Дзержинского, которая торчит среди деревянной малоэтажной застройки. И таких примеров много. К сожалению, можно отметить, что градостроительная политика тех лет, когда уничтожались целые архитектурные и исторические вехи, имеет необратимые последствия. Старый деревянный Иркутск, который существовал еще 20-25 лет, в большинстве своем мы сможем увидеть только на фотографиях.
Но справедливости ради необходимо отметить, что нынешний подход к городской планировке и к истории изменился. Иркутску есть чем похвастаться: это и 130-й квартал, и Исторические кварталы, где удалось сохранить архитектуру старого купеческого города, и адаптировать к современным реалиям. Тут многое зависит от бизнеса, а он бывает разный. Кто-то зарабатывает здесь, чтобы жить в условной Праге. А кто-то подходит с той позиции, что и ему и его детям жить здесь. Соответственно, он и к городу относится иначе. Но, в целом, Иркутск сохранил больше историчности, чем ближайшие соседи – Красноярск или Улан-Уде. В столице Бурятии хоть что-то осталось, а в том же Красноярске не осталось уже практически ничего.
Еще один важный момент: постоянно ведутся споры – должен ли быть исторический центр жилым? Мне кажется должен, чтобы после 6 часов вечера жизнь не замирала. Тут можно ориентироваться на города Европы. Там в историческом центре 1 этажи домов это кафе, рестораны, музеи, магазинчики. А 2-3 этажи жилые, но на их жителей ложится обременение по сохранению исторического облика. И в целом центр не производит впечатления мертвого города, на его улицах так же кипит жизнь, и в плане городской среды это очень даже неплохо».
Еще один важный момент: ведутся постоянно споры – должен ли быть исторический центр жилым? Мне кажется должен, чтобы после 6 часов вечера жизнь не замирала. Тут можно ориентироваться на города Европы. Там в историческом центре 1 этажи домов это кафе ,рестораны, музеи, магазинчики. А 2-3 этажи жилые, но на их жителей ложится обременение по сохранению исторического облика. И в целом центр не производит впечатления мертвого города, на его улицах так же кипит жизнь, и в плане городской среды это очень даже неплохо».
Фото: Алексей Петров