Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
1 ФЕВРАЛЯ, 2021
Накануне, 31 января, в России во второй раз прошли акции сторонников Алексея Навального. Несанкционированные мероприятия прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Челябинске, Екатеринбурге и других городах. По данным столичной полиции, на акции в российской столице вышли около двух тысяч человек. В Роскомнадзоре пригрозили социальным сетям крупными штрафами в случае, если те не удалят сообщений о «завышенных показателях о количестве участников незаконных митингов». О том, что стало детонатором вспыхнувших протестов, и почему силовики перегибают палку, – «ФедералПресс» рассказал политолог, экс-советник первого президента России Сергей Станкевич:
«Самая страшная ошибка, которую может допустить власть – вовсе не «демонстрация слабости», как утверждают некоторые малограмотные болтуны. Самая страшная ошибка для власти – предстать в глазах значительной части народа бездушной и безнравственной тиранией, с которой бесполезно разговаривать и которую просто невозможно терпеть. Тогда беда.
В России пока не произошло ничего непоправимого. Налицо заметный и обоснованный кризис доверия к политической элите (и, стало быть, дефицит легитимности власти), но нет никакой необратимой революционной ситуации. Тем важнее сейчас, пока не поздно, найти верный антикризисный курс.
Вторую неделю в городских центрах страны кипят протестные митинги. Их численность далека от рекордной – в сумме около 130-150 тысяч человек, но выходят протестанты (в зимнее время, в условиях пандемии и при жестком подавлении) более чем в 80 городах.
В минувшее воскресенье главными центрами протеста ожидаемо стали Москва (около 1300 задержанных) и Петербург (около 900 задержанных), дальше идут Нижний Новгород, Тверь, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск и Омск. Все митинги носят главным образом мирный характер, локальные акты насилия, провокационные стычки с полицией – дело рук явного меньшинства радикалов. Полиция не применяет крайних средств (электрошокеров, газов, светошумовых гранат, водометов), но при задержаниях явно и даже демонстративно выходит за рамки разумного. Это выглядит как запугивание, но зачем?
Да, тот факт, что протестные митинги не согласованы, а по карантинным условиям даже запрещены, вроде бы развязывает руки властям для жесткого противодействия. Но поддаваться упоению силы недопустимо. Никогда нельзя забывать об ограничителе: это не война. Это не вторжение чужеземных захватчиков. И это не вооруженный мятеж революционеров. Граждане (особенно молодые) могут в эмоциональном порыве «перегнуть палку», а вот власть не имеет права на перегибы. Недавно вышедший на экраны фильм про события 1962 года в Новочеркасске очень своевременно об этом напоминает.
В чем причина уличного кризиса? Не только и не столько в разоблачениях Алексея Навального. Его активность – это детонатор, активирующий накопленный в обществе большой протестный потенциал. Главная причина – бьющая всем в глаза огромная социальная несправедливость. Демонстративная аморальность значительной части элиты, которая на фоне массовой бедности (около 20 млн человек за чертой) то выставляет напоказ, то неловко прячет свои яхты, самолеты, офшоры и дворцы. Почему, кстати, нет других общественных разоблачителей коррупции? Куда они подевались?
Вторая причина - ощущение тупика развития, отсутствие заметной большинству динамики позитивных изменений. За 2014-2020 годы реальные располагаемые доходы населения упали минимум на 10 процентов и надеяться власть может только на изобретательный Росстат. Одна за другой проваливаются программы развития, привязанные к годам – 2015, 2020, теперь 2024 и 2030. Ни в одном случае обстоятельства провала не обсуждались.
Ну и третья причина: отчуждение граждан от власти. Люди не ощущают, что их позиция, их коренные интересы как-то представлены в якобы «представительных» органах власти. Чем больше выборов, тем меньше доверия к результатам. Кто, будучи в здравом уме и положа руку на Библию (или Коран) рискнет вымолвить, что нынешний состав Государственной думы представляет сегодня реальную Россию? Молния поразит рискнувшего. И ведь то же самое можно сказать про региональные и городские заксобрания, превратившиеся в декоративные заведения под ручным управлением.
Россия не может и не должна идти по пути административно-силового управления. Мы не можем допустить, чтобы демонстративно игнорировались гражданские права, чтобы законом вертели как дышлом, чтобы судьи с мантией в пакете выезжали по звонку на обслуживание по вызову. Власть обязана доказывать свою легитимность на конкурентных выборах, регулярно объяснять свои действия, отвечать на критику, очищаться от скверны и скрупулезно соблюдать закон, реагируя на его нарушения соразмерно угрозе общественным интересам.
Необходимо возвращаться к политическому управлению – с открытостью, состязательностью, гражданским диалогом и обязательно – с солидарным развитием. Ничто так не объединяет, как общий рост».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин