Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Манижа на Евровидении: как конкурс выявил одну из главных проблем российского общества

Редакция «ФедералПресс» / Артем Кабанков
Москва
14 МАРТА, 2021

Кабанков Артемий Олегович

Приморский край

На «Евровидении-2021» Россию будет представлять певица Манижа. Этот выбор породил массу споров – а заодно обнажил одну из серьезных проблем нашего общества. Речь идет, конечно же, о национальном вопросе. О том, почему эту проблему в России так и не удалось решить, рассуждает корреспондент «ФедералПресс» Артем Кабанков:

«В официальной риторике у нас считается хорошим тоном если не смеяться, то хотя бы подтрунивать над усилившейся на Западе борьбой с расизмом. Будь то старый добрый мультикультурализм или новомодный Black Lives Matter. Мол, чего всем этим чернокожим арабам надо, у них и так дела идут неплохо, и вообще, понаехали тут со своим уставом.

Возможно, именно этим объясняется общее чувство неловкости, когда во время недавнего суда над Навальным многие вспомнили про политическую повестку конца «нулевых». Тогда, напомню, одной из главных проблем многие россияне считали вопрос мигрантов. Российская экономика магнитом тянула гостей из ближнего зарубежья, а пресловутая коррупция привела к лавинообразному росту числа нелегалов. Россиян, еще не столкнувшихся с кризисом, слабо волновали проблемы политики и экономики. А вот увеличившееся число мигрантов действительно напрягало.

Для многонациональной России такая риторика выглядела по-настоящему удивительно. Казалось бы, когда на территории страны проживает почти 200 народов – какой национальный вопрос?

Не стоит списывать все на некий «пещерный национализм», о котором периодически упоминают разные активисты. Подобные реакции характерны для любого общества, которые сталкиваются с быстрым ростом числа иностранцев. Будь то Германия времен мигрантского кризиса или Россия конца «нулевых». Другое дело, что в той же Европе неизбежные разногласия пытаются решать на уровне институтов. Успешно или нет, вопрос другой.

Российское государство попыталось решить проблему другим способом – просто не говорить о ней. А для несогласных придумали статью про разжигание. Политкорректность это, конечно, хорошо. Но она эффективна лишь в случае, если помимо нее в обществе идет работа по сглаживанию конфликта. Велась ли у нас такая работа?

Судите сами. Главным скандалом этой недели стала отправка певицы Манижи на конкурс «Евровидение». И речь не про ставший уже традиционным спор о качестве песни. Одна из главных претензий миллионов россиян – национальность исполнительницы. Манижа родилась в Таджикистане – и при этом поет песню о проблемах русских женщин. Черт с ним, что всю сознательную жизнь новоявленная звезда прожила в России. Кровь-то нерусская!

Это лишь частное – пусть и наиболее яркое – проявление конфликта. Проблема ксенофобии по-прежнему жива, причем проявляется она даже в самых неожиданных аспектах. Взять, например, Дальний Восток. Для начала – Приморский край. Казалось бы, портовый регион, сплав культур. Во Владивостоке один из самых проблемных в плане полемики вопрос – строительство мечети. Больше десяти лет в городе поднимают тему о необходимости строительства мусульманского храма, но каждый раз она вызывает шквал негатива. Городские форумы моментально наполняются комментариями разной степени злобы. А в разговоре с малознакомым человеком тему лучше вообще не поднимать – от греха подальше.

Речь идет, впрочем, не только о нелюбви к иностранцам. Бурятияв сентябре 2019 года – массовые протесты в Улан-Удэ после выборов мэра. Один из главных аспектов недовольства – национальность градоначальника Игоря Шутенкова. Многих жителей республики раздражало, что он русский, а не бурят. Хотя говорить об этом и не принято.

Можно сколько угодно замалчивать проблему, но если ее не решить – она никуда не исчезнет. Стоит признать, что государственный дискурс из разряда «Россиянин – это культура, а не национальность» работает слабо. Что превращение слова «национализм» в ругательство – победа формы, но не содержания. То, что наши первые лица говорят о культурном многообразии – это, конечно, хорошо, но кто будет работать с настроениями людей?

Многих в свое время поражала многочисленность национальных конфликтов в развалившемся СССР. По большому счету, их истоки лежат там же, где и сейчас: объединяющая государственническая риторика не помогает сглаживать неизбежные конфликты при взаимодействии разных культур. И с этим действительно нужно что-то делать.

P.S. А песня у Манижи не самая плохая. Хоть и музыкальной составляющей там практически нет.

Фото: Pavel Kashaev / Global Look Press / globallookpress.com