Редакция «ФедералПресс» / Артем Кабанков
Москва
13 МАЯ, 2021
После трагедии в Казани снова зашел разговор о том, что пора бы в России что-нибудь ужесточить. Это происходит в любой стране после любой массовой расправы. . Ильназа Галявиева, устроившего в школе стрельбу, уже арестовали на два месяца. Следствие вряд ли будет долгим. Однако останется тревога: вдруг мы делаем недостаточно, чтобы защитить наших детей? Своим мнение по этому поводу высказал редактор «ФедералПресс» Артем Кабанков.
Трагедия в казанской гимназии, конечно, ужасает. Бессмысленность бойни, ее масштаб, в конце концов, место действия – действительно наводят на мысли о том, что надо срочно что-то менять. Что-то делать, чтобы такого больше не повторилось.
Все соболезнования уже принесли, погибших похоронили, траур объявили. Остается один вопрос: а что делать дальше? Как обычно, власти в экстренном режиме начинают набрасывать целые пакеты новых охранительных мер. Им вторят разъяренные общественники и перепуганные родители. Кто-то даже вспоминает Беслан – хотя, вообще-то, это другое, как учит нас популярный мем.
Однако в нынешней ситуации власть полагает, что должна ответить на чаяния сограждан и что-то да сделать. Запретить (хоть что-нибудь), наказать (хоть кого-нибудь). И здесь кроется, пожалуй, самый главный для общества риск.
Будем честными: предотвратить подобные происшествия в принципе вряд ли возможно. Далеко не всегда взбесившиеся стрелки сколько-нибудь долго продумывают свои действия. Даже в случае с казанским преступником, судя по всему, речь идет об остром психозе, который вполне может накрыть резко и вдруг.
Даже с, казалось бы, не самой мощной охраной (пенсионеры-ЧОПовцы вместо терминаторов с пулеметами и колючей проволоки под напряжением) российские школы не являются местом регулярных терактов. Более того, случи массовых убийств в России вообще довольно редки. Это, как минимум, говорит о том, что нынешних мер полностью хватает. Этого, конечно, не объяснить перепуганным родителям, которые посмотрели новости и тут же немного поседели. Однако стоит разделять эмоции и объективные факторы.
Что действительно могут предпринять власти на волне криков «спасите наших детей»? Начнем с популярного (и самого фантастичного) – вернуть смертную казнь для убийц детей. Излишне говорить, что в нашей судебной системе с 0,1% оправдательных приговоров любой разговор о разрешении смертной казни – дорога в ад. Что, в конце концов, делать с детьми, которые убивают других детей (а таких случаев, к сожалению, не мало)?
Из более реалистичного – это, например, ужесточение медкомиссий на оружие. Точнее, сначала это коснется медкомиссий на оружие, а потом, конечно же, всех остальных. Это банально осложнит жизнь бесчисленному числу людей – как получателям, так и комиссиям. Особенно сильно это затронет тех, кто как раз и занимается охраной людей: ЧОПовцев и полицейских.
Думается, имеющаяся система и без того работает более чем нормально: лицензии на огнестрел и вождение неадекватам не дают. А если у человека сорвало крышу через какое-то время после получения разрешения, то вряд ли это вина комиссии.
Еще один вариант: заменить всю охрану в школах росгвардейцами. Учитывая число школ и численность тех самых гвардейцев, предложение, мягко говоря, вредительское. Тут либо в стране не останется действующих ОМОНовцев, так как все будут на школьных постах, либо штат «космонавтов» раздуют до совсем уж космических масштабов. Даешь каждому по доппельгангеру, так сказать. Кроме того, не будем забывать: мы, к сожалению, живем в стране закручивающихся гаек. Действительно ли присутствие бронированных и вооруженных гвардейцев на каждом шагу способно оздоровить обстановку в России? Тем более, что, учитывая политическую ситуацию, потенциальным охранникам через несколько лет придется мутузить бывших учеников на улицах. Во всяком случае, молодежь это более чем понимает.
Еще одна проблема, которую вызовет такое решение – безработица. На Сахалине, например, уже предложили заменить всех немолодых охранников в школах молодыми и крепкими парнями. Хочется узнать, что власти намерены делать с лишившимися работы стареющими ЧОПовоцами?
Один из наиболее реалистичных сценариев касается, конечно же, пресловутой информационной защиты детей. За последние несколько лет в этой области сделано безумно много. Начиная от обязательной маркировки всего и вся до штрафов и сроков за какое-нибудь неосторожное высказывание в сети. Благодаря этому суициды у нас стали той самой «жопой» из детского анекдота – они вроде есть, а слова нет. Сказалось ли это на статистике по самоубийствам?
Сюда же мы отнесем и борьбу с анонимностью в соцсетях – смешная блокировка «Телеграма» и предложения заходить в Интернет по паспорту. Насколько негативно это сказалось на общественной и политической ситуации в стране, на своем опыте знает большинство россиян.
Поможет ли хоть что-то из всех этих мер в предотвращении возможных терактов в школах? Конечно же. Конечно же, нет. Слишком много «если». Если негодяй-стрелок воспользуется чужим оружием и потому не будет проходить комиссию в принципе? Если террорист будет идти в школу с учетом встречи росгвардейца и первым делом будет «выносить» его? Если злоумышленник будет жить без этих ваших Интернетов, но все равно придумает план жестокой расправы? Это какие-то частные случаи, возразит кто-то. Так и в случае с казанским или керченским стрелком – это тоже частные случаи. Именно поэтому их и не предотвратили.
Поэтому лучшее, что может сделать сейчас государство – выразить соболезнования, провести объективный суд и на этом все. Больше не стоит ничего делать: итог будет нулевым, а проблем у всех нас серьезно прибавится.
Фото: kzn.ru