Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Журналист «ФедералПресс» о новом штамме: «Ждать врача придется долго»

Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов
Москва
21 ЯНВАРЯ, 2022

Юнусов Рустам

СМИ и медиа
Москва

В Москве выявили рекордное число заболевших коронавирусом. Вместе с тем столица не спешит вводить серьезные ограничения. Как считает политический обозреватель «ФедералПресс», сейчас основная нагрузка ложится на первичное звено здравоохранения. И к этому есть вопросы. Подробнее – в материале Рустама Юнусова.

Справится ли первичное звено?

Москва заболела. Рекордные цифры по коронавирусу были зафиксированы в столице 20 января – около 11,5 тысяч случаев. Однако ни о каком локдауне речи не идет – ограничительные меры в столице чрезвычайно мягкие, возможно, даже неощутимые. Однако сам по себе уровень заболеваемости вполне ощутим, когда болеют вокруг друзья и знакомые. Да и фотографии очередей на экспресс-тестирование, гуляющие в интернете, говорят, что обещанная пятая волна, связанная со штаммом «омикрон», уже наступила.

Судя по всему, ставку решено сделать на первичное звено здравоохранения – с пятой волной должны бороться терапевты, участковые, врачи общей практики, фельдшеры. При этом, дабы максимально снизить нагрузку на них, город решил направить пациентов с подозрением на COVID в поликлиники, а не оставлять дома, как это было во время других волн. Но уже сейчас, в начале пятой волны коронавируса, первичное звено, очевидно, справляется слабо. Мой знакомый, живущий в Центральном административном округе, рассказал, что не смог самостоятельно добраться до медицинского учреждения из-за сорокаградусной температуры и решил взывать врача домой. В поликлинике сразу сказали – ждать придется долго. Перед ним медик должен посетить еще 86 пациентов. Действительно, врач добрался только на следующий день – быстро взял ПЦР-тест, отдал причитающиеся медикаменты, сказал, что нужно пить побольше жидкости, и пошел к выходу.

– А сколько у вас сегодня вызовов? – спросил знакомый

– После вас – еще 42 сегодня, – ответил врач.

И это при том, что в ЦАО достаточно много медицинских учреждений, а плотность населения ниже, чем в ряде других московских районов. Следует полагать, что в Выхино-Жулебино ситуация куда серьезнее? И доедут ли медики ко всем, кому это необходимо?

Кстати, в Московской области уже есть прецеденты, когда врачи так и не приехали на вызов. Об этом мне также рассказали друзья, которые вынуждены были вызывать платную помощь – заявку на вызов медика у них умудрились потерять несколько раз подряд.

Болезнь стала выгоднее ограничений?

Многие эксперты сегодня называют «омикрон» «живой вакциной» – дескать, течение у него легче, да и летальность ниже. Как рассказывают источники, в столице не видят смысла вводить локдаун или любые другие жесткие ограничения из-за низкого числа госпитализаций. С другой же стороны, как намедни «ФедералПресс» рассказали вирусологи, в России ожидается до сотни тысяч заболевших в сутки.

В этих тезисах теряется логика. Во-первых, «омикрон», как мы теперь знаем, далеко не всегда переносится бессимптомно – ему могут сопутствовать и головные боли, и высокая температура, и кашель, и другие малоприятные симптомы. То есть этот штамм вируса ограничивает возможность человека трудиться на некоторое количество времени, в отличие от локдауна или самоизоляции, когда у людей определенных профессий все же есть возможность работать удаленно.

Если, предположим, 100 тысяч человек в России будут заболевать ежедневно новым штаммом, то за неделю на больничный отправятся до 0,5% населения России, а за две – до 1%. Однако стоит учитывать, что это довольно-таки линейный прогноз. И тем не менее возникают вопросы – какими будут потери российской экономики при таком уровне временно нетрудоспособного населения?

Последний ли штамм «омикрон»?

Мы любим периодически давать смелые прогнозы. Так, в июне 2020 года федеральные чиновники говорили о «безусловной» победе над коронавирусом. Спустя несколько месяцев после этих слов начнется очередная волна ковида, а потом еще одна, а потом еще одна.

А если вспомнить февраль 2020-го – тогда COVID-19 многие и всерьез не воспринимали, говорили, будто им заболевают только азиаты, этакий вирус-расист. Потом, правда, заболели европейцы, африканцы. В общем, все.

И сейчас вновь мы читаем смелый прогноз: возможно, «омикрон» – это последний штамм и сигнал к окончанию пандемии, пишут довольно-таки серьезные эксперты. А я бы спросил о другом: возможно ли, что «омикрон» – не последний штамм? И если сейчас нет ограничений и скорость его распространения велика, то в скором времени мы получим новые штаммы, которые могут быть более опасными, чем так называемая «живая вакцина»?

Фото: Globallookpress.com /Frank Hoermann / SVEN SIMON