Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог о вступлении Белоруссии в СВО: «Лукашенко пытается сохранить нейтралитет»

Редакция «ФедералПресс» / Вениамин Ветохин
Москва
30 ДЕКАБРЯ, 2023

Киреев Владимир Констанинович

Политология и политтехнологии
Москва

Украинская ракета ПВО упала на территории Белоруссии. По поручению главы государства Александра Лукашенко на месте уже работает следственная группа. Политолог, руководитель аналитического отдела Международного евразийского движения Владимир Киреев полагает, что украинская военная провокация вряд ли побудит Минск активно вступить в СВО, тогда как главные сигналы о перспективах конфликта и задействованных в нем акторах будут исходить из Вашингтона и Пекина.

«Отношения между Россией, Украиной и Белоруссией находятся в поле общего противостояния с Западом. Очевидно, что СВО на Украине, вовлечение Украины в ЕС и НАТО стало частью общей прокси-войны Запада против России, фактором давления на Москву и Минск.

Несмотря на то, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией были самые разные взаимоотношения – как самые теплые, так и достаточно проблематичные – в целом обе эти постсоветские страны находятся в прицеле внимания западных политических и военных структур, на них неизменно обрушиваются санкции. Запад считает, что нужно либо вовлекать Россию и Белоруссию в орбиту своего влияния, либо дефрагментировать и разрушать их. Происходящее на Украине направлено не только против России, но и против Белоруссии.

Однако на протяжении долгого времени президенту Белоруссии Александру Лукашенко удавалось сохранять уникально хорошие отношения с Украиной. Разорваны они были только в 2020 году, когда массовые протесты в Белоруссии заставили украинское руководство определиться. Киев достаточно однозначно заявил, что воспринимает политический режим в Минске как враждебный, несмотря на все попытки Александра Григорьевича Лукашенко сохранить дружеские отношения с Россией и Украиной параллельно.

Напомню, Лукашенко не признал независимость республик Донбасса, поставлял Украине ГСМ и оружие, давал возможность использовать Белоруссию в качестве транзитного хаба для Киева. Белоруссия занимала нейтрально-дружественную позицию по отношению к Украине.

Россия поняла, что все попытки договориться с Украиной ни к чему не приводят, Киев повышает градус агрессии и конфликт все более неизбежен. Решение о начале СВО было необходимым, ситуация не могла разрешиться сама собой. Когда началась СВО, был острым вопрос: примет ли Белоруссия участие в операции вместе с Россией. Белорусское руководство явно колебалось по этому вопросу. Изначально оно было готово принять решение, но целая серия проблемных решений в ходе спецоперации повлияли на Минск.

На текущий момент, вероятно, в Минске зреет подобное решение, и Москва подталкивает белорусское руководство к более активному участию в СВО. Но стоит помнить, что все происходит на фоне оживленной челночной дипломатии Владимира Зеленского и Дмитрия Медведева, которые посетили соответственно Джо Байдена и Си Цзиньпина. Это говорит о том, что два крупных центра принятия решений – Вашингтон и Пекин – недовольны ходом СВО. США, может быть, и дальше хотели бы давить на Россию, но разрушительные последствия антироссийских санкций и иных происходящих сейчас геополитических событий коснулись самих Соединенных Штатов, вопреки их ожиданиям.

КНР и США будут давить на Москву и Киев с тем, чтобы обе стороны конфликта выходили на мирные договоренности. Конечно, на пути этих договоренностей лежат глубокие противоречия. Для Украины является принципиальным возвращение к границам 2014 года, но для России эти условия неприемлемы: и те регионы, которые вошли в состав РФ в 2022 году, и Крым жизненно важны для России, расставаться она с ними не хочет.

Но если руководство России подходит реалистично к решению этих задач, то украинские власти находятся под влиянием эмоций, раздают нереализуемые требования. Приемлемым вариантом для обеих сторон, вероятно, было бы следующее: Россия признает новые территории своими, Украина этого не признает, но подписывает мирный договор с последующим пролонгированием решения статуса этих территорий на десять-пятнадцать лет.

К тому же не факт, что подобное соглашение будет носить долгосрочный характер. Мир может прийти в еще большее движение. Если США, к примеру, начнут прямую войну с Китаем, неясно, как все другие субъекты мировой политики будут себя вести. Мы видим, что и Германия разочарованно смотрит на НАТО, и Россия готова к масштабному перевооружению. Если Украина останется без западных покровителей, боевые действия продлятся не более полутора недель».

Фото: president.gov.by