«РОСНЕФТЬ» СТАЛА ФЛАГМАНОМ
ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
ПРИРОДЫ АРКТИКИ
Являясь крупнейшей нефтегазовой компанией России, «Роснефть» всегда уделяла особое внимание бережному освоению недр и сохранению окружающей среды. Особенно ярко ответственный подход нефтяной компании проявляется в Арктике. С 2012 по 2019 год «Роснефть» провела самую масштабную за всю историю освоения Арктики серию научно-исследовательских экспедиций. В ходе этой работы велось комплексное изучение природы и биоразнообразия Арктического региона для обеспечения безопасной хозяйственной деятельности в будущем

Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс»
«Роснефть» – крупнейший недропользователь на российском шельфе. Компания владеет 55 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа. Поэтому Компания уделяет большое внимание сохранению природного баланса и биологического разнообразия в регионах своего присутствия. «Роснефть» стала инициатором проведения комплексных научно-исследовательских экспедиций «Кара-зима» и «Кара-лето», с 2012 года осуществила более 20 экспедиций в пяти морях Арктики и собрала уникальный пласт информации о северном регионе.
Основательный подход
В список проводимых экспедиционных работ входило изучение гидрометеорологических, ледовых и инженерно-геологических условий на лицензионных участках «Роснефти». Все исследования проводились при участии специалистов Арктического научного центра и Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Отдельное внимание в программе исследований уделялось комплексному изучению ледовой обстановки. В экспедициях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации.

Экспедиции проходили дважды в год – зимой и летом. Оборудование и технологии, которые применялись в ходе исследований, соответствовали лучшим мировым стандартам.

Например, для оценки состояния ледяного покрова использовались беспилотные летательные аппараты, позволяющие выполнять площадную аэрофотосъемку льда, определять распределение гряд торосов и их геометрические размеры. Для изучения строения морского дна, а также килей торосов и айсбергов применялись телеуправляемые подводные аппараты и гидролокаторы.
Программа каждой станции – так участники экспедиции называют комплекс замеров на отдельно взятой точке маршрута – всегда одинакова, но разные географические положения дают возможность сравнить ситуацию по всей протяженности Севморпути
Защита биологического разнообразия
В ходе экспедиций эксперты и ученые уделяли большое внимание изучению арктического животного мира. Ученые проводили биологические наблюдения за морскими млекопитающими и птицами Арктики, в том числе работы по изучению белых медведей.

По словам ведущих специалистов-зоологов из Совета по морским млекопитающим, им удалось получить беспрецедентный по качеству и объему материал о популяции белых медведей на маршруте от Новой Земли на западе до островов архипелага Де-Лонга на востоке.
В результате ученые нарастили объем данных о распределении белых медведей в исследуемых районах, надели на взрослых особей ошейники со спутниковыми датчиками, чтобы затем отслеживать их пути перемещения. Проводились отбор биологических образцов, которые позволяют выявить фоновые уровни в организме арктического хищника, иммунологические и микробиологические исследования, а также молекулярно-генетический анализ.
Белый медведь – символ Арктики и один из основных видов – индикаторов устойчивого состояния арктических морских экосистем. «Роснефть» считает сохранение и защиту этого вида одним из своих приоритетов
Уникальный опыт
Одной из самых масштабных по объему и составу работ арктической экспедицией в мире за последние 20 лет стала «Кара-зима – 2015». Специалисты изучили физико-механические свойства льда, морфометрические параметры ровного льда и торосистых образований для расчета нагрузки на проектируемые инженерные сооружения
В рамках экспедиций «Кара-зима» и «Кара-лето» эксперты «Роснефти» и представители научного сообщества имели возможность провести уникальные опыты. Так, в ходе 12-й по счету арктической научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето – 2016» впервые в России была испытана уникальная технология по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. Специалисты успешно выполнили буксировку айсберга массой более миллиона тонн, что является не только первым опытом в российской Арктике, но и значимым событием в мировой практике.

При проведении экспериментальных работ научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» выполняло роль плавучей лаборатории, предоставляя всю необходимую метеорологическую и океанографическую информацию в оперативном режиме. В море были отработаны учебные сценарии «айсберг – платформа» – движение айсберга к условной платформе и изменение траектории его дрейфа с помощью ледокола. Полученный опыт позволит в будущем обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе.
Исследования длились десять недель с участием атомного ледокола «Ямал», который прошел по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря, практически вдоль всего побережья российской Арктики. Работы велись на акватории Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского морей и моря Лаптевых, на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова (включая острова Де-Лонга) и впервые на Земле Франца Иосифа, на лицензионных участках Восточно-Приновоземельских-1, 2, 3, Северо-Карском, Усть-Оленекском, Усть-Ленском, Анисинско-Новосибирском, Альбановском и Персеевском.
На айсберги и ледяные поля были установлены более 100 автономных датчиков для измерения параметров дрейфа и отслеживания их координат
В реальных условиях были отработаны элементы
управления ледовой обстановкой
Изучение фронтальных частей ледников выполнялось с применением радиолокационной и аэрофотосъемок
Left
Right
Научный прорыв
Результаты экспедиций позволили «Роснефти»:

определить безопасные точки для проведения геолого-разведочных работ;
спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи;
выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов.

Однако полученные уникальные данные будут служить не только практическим интересам нефтяников. Так, исследования по изучению айсбергов, начатые компанией в 2012 году, привели к созданию в 2016-м отечественной технологии управления ледовой обстановкой, которая позволяет буксировать айсберги для защиты объектов на арктическом шельфе.

В ходе экспедиций «Роснефть» собрала ценные данные о гидрологическом режиме моря (колебания уровня моря, параметры поверхностного волнения, направления и скорость течений, осадка и скорость дрейфа льда) за период от года до двух лет.

В 2016 году на побережье Хатангского залива была установлена первая научно-проектная база «Роснефти», с которой выполняется круглогодичный мониторинг природно-климатических условий. Для повышения точности прогнозов погоды «Роснефть» поддерживает государственную инициативу по восстановлению сети гидрометеорологических наблюдений в морях российской Арктики. Компания установила восемь автономных метеостанций.
За годы исследований «Роснефти» удалось:
Изучить условия окружающей среды в Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях и море Лаптевых;
Установить 8 автоматических метеорологических станций на арктических островах;
Развернуть систему наблюдений за сейсмичностью в море Лаптевых, которая состоит из 5 сейсмостанций;
Выполнить радиозондирование 15 продуцирующих айсбергов ледников Новой Земли и Северной Земли;
Установить 16 притопленных автономных буйковых станций для определения параметров волнения моря, течений и осадков ледяных образований;
Организовать 91 ледовую станцию, на которых были проведены исследования 130 ледовых образований (торосы и айсберги), в том числе аэрофотосъемка надводной поверхности и подводная съемка;
Пробурить около 5 тысяч скважин методом термобурения для определения внутренней структуры ледовых образований;
Изучить физические свойства (распределение температуры, солености, плотности и описание текстуры) около 300 кернов льда;
Провести около 4,5 тысячи испытаний механических свойств льда;
Установить 280 дрейфующих буев на айсберги и ледяные поля для изучения их дрейфа;
Выполнить более 300 океанографических зондирований водной толщи.