Top.Mail.Ru
Краснодарский край
0

Политики пытаются втянуть Церковь в свою игру

Владыка Исидор не ностальгирует по советским временам и считает Александра Ткачева лучшим православным губернатором

В среду, 18 октября, в Краснодаре открылись ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения, проходящие по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко). На этот раз темой чтений стало «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Накануне кубанский архиерей дал эксклюзивное интервью «ФедералПресс».

В среду, 18 октября, в Краснодаре открылись ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения, проходящие по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко). На этот раз темой чтений стало «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Накануне кубанский архиерей дал эксклюзивное интервью «ФедералПресс»:


Владыка Исидор популярен среди кубанских верующих

Вы один из старейших по архиерейской хиротонии епископов современной Церкви. Что, по вашему мнению, кардинально изменилось в церковной жизни с 1970-х годов, когда вы стали архиереем?

Самое главное – Церковь свободна. Сегодня никого не преследуют из-за того, что он ходит в храм Божий. В СССР даже покрестить ребенка было актом личного мужества и настоящим исповеданием веры. Приходящих в храм фотографировали, сообщали на работу, где с ними вели «воспитательные» беседы. Верующий человек не мог занимать высокую должность. Духовенство контролировал уполномоченный по делам религий, который мог препятствовать рукоположению, особенно если кандидат в священники имел высшее образование. Строительство храмов было запрещено. Сегодня это даже трудно себе представить. Если обратиться к цифрам, то количество приходов в Краснодарском крае за 25 лет увеличилось с 76 до 541. По инициативе губернатора Александра Ткачева восстановлен войсковой Александро-Невский собор, в прошлом году принята программа строительства новых церквей, уже готова смета на первые 25 храмов. Постоянно проводятся совместные с краевой администрацией мероприятия – чтения, фестивали, выставки...

Но все же советская эпоха была временем сплоченной христианской жизни, порой мучеников и исповедников, тех, кто шел в храм по зову души, а не потому, что «так принято». Не испытываете ностальгию по тем годам?

В каждом времени есть свои беды и проблемы. Да, в СССР в храмы ходили исповедники. Но количество верующих постоянно сокращалось. Малейшее доброе слово о Церкви влекло упреки в «религиозной пропаганде», даже некоторые известные писатели пострадали из-за этого. Для меня как архиерея очень важно, чтобы люди могли слышать слово Божие, чтобы умножалось число христиан, чтобы благоукрашались храмы, а вслед за ними расцветали души, чтобы в церквях во множестве раздавались детские голоса. Потому ностальгию по тем временам не испытываю. Сегодня в Церкви есть исповедники и подвижники, их, наверное, столько же, просто они не так заметны в сонме верующих.


Кубанский архиерей нашел общий язык с губернатором Александром Ткачевым

Как связаны категории просвещение и нравственность? Можно ли быть просвещенным без нравственности или нравственным без просвещения?

Для меня ответ очевиден, его подсказывает само слово «просвещение». В отечественной истории оно означало просвещение светом Христовым. Создатели славянской письменности равноапостольные братья Кирилл и Мефодий принесли этот свет на Русь, открыли нашим предкам великие сокровищницы духовные, а вслед за ними богатства знаний, которыми обладала Византия. Только знание, соединенное с верой, есть подлинное просвещение. Нравственность есть следствие веры. В противном случае, сам человек становится «мерой всех вещей», то есть нравственность превращается в относительное понятие. В пределе это выражено Достоевским: «если Бога нет, то все позволено». По-настоящему просвещенный человек не задастся целью создать новое оружие, его деятельность всегда будет направлена на помощь ближнему. Посмотрите, именно в безбожном ХХ веке создано столько смертоносного оружия, сколько не было за всю историю человечества.

Как изменилась ситуация с просвещением и нравственностью в нашем обществе за последние 20 лет?

У нас было катастрофическое падение и просвещения, и нравственности в 1990-х годах. С одной стороны, новые власти провозгласили «свободу совести», с другой насаждалась «свобода от совести». И сейчас мы выбираемся из этого кризиса. Думаю, в этом есть немалая заслуга Церкви.

За 25 лет на Кубанской кафедре вы были главным действующим лицом возрождения православия и духовности в регионе. Стали ли за это время кубанцы более нравственными?

Повторюсь, мы только выбираемся из кризиса. Увеличилось не только количество храмов, но и воскресных школ, их сегодня 216. Там учатся около пяти с половиной тысяч ребят. Если добавить классы казачьей направленности, где обязательно изучают Основы православной культуры, кружки и факультативы, мы увидим, что подрастает поколение, для которых с детства идеал Христов – не пустой звук. Эти мальчишки и девчонки принимают участие в Слете православной молодежи, фестивале «Величай, душе моя…». Их души открыты для истины, добра, и красоты. В этом – надежда.


Своим духовным наставником кубанский архиерей считает митрополита Никодима (Ротова). Ультраправославные борцы обвиняет последнего в склонности к католичеству. Митрополит Никодим даже умер на приеме у папы римского

За историю Церкви не раз менялись взаимоотношения священноначалия и светских правителей. До революции Церковь активно поддерживала власть и участвовала в политике. Одну из дореволюционных Государственных дум даже называли «фиолетовой» так как многие депутаты были священниками в камилавках (фиолетовых головных уборах православных священников). В советское время взаимоотношения были довольно напряженными. Что можно сказать о сегодняшней поре? Официально Церковь не вмешивается в политику, но многим внешним наблюдателям это кажется не совсем объективным определением.

Церковь действительно не вмешивается в политику. Вот со стороны политиков видим постоянные попытки втянуть Церковь в несвойственные ей политические страсти. Это особенно обостряется перед выборами, когда каждая политическая сила хочет заручиться поддержкой со стороны не только Православной церкви, но любой религии, которую исповедует большинство в конкретном регионе.

Еще в 1994 году на Архиерейском соборе подтверждено решение о «невозможности для церковной полноты» поддерживать какие-либо партии. Потом это же мысль прозвучала в Основах социальной концепции, а в феврале 2011 года Архиерейский собор дал, на мой взгляд, исчерпывающее разъяснение по этому вопросу. Там еще раз подчеркивается невозможность для представителей духовенства состоять в партиях или участвовать в выборных органах, провозглашать с амвона о политических предпочтениях, но при этом говорится о возможности контактов Церкви с политическими объединениями, если они служат благу человека и народа, помогают людям созидать мир и согласие в обществе.

В связи с этим как бы вы расценили заявление отца Иоанна Охлобыстина?

Отец Иоанн сделал множество разных заявлений. Не все из них подобают священнику. Однако, на сегодняшний день, насколько я знаю, отец Иоанн запрещен в священнослужении, а потому делает свои заявления как частное лицо. Думаю, вы спрашиваете о его намерении баллотироваться в президенты, что отрезало бы ему возможность вернуться к священнослужению. Оставляет надежду, что отец Иоанн такой шаг не сделал.


Митрополит Исидор надеется, что Охлобыстин одумается

В советское время Церковь, в том числе под внешним давлением, активно участвовала в миротворческой деятельности. В 1988 году Вы были награждены нагрудным знаком комитета защиты мира «Активисту борьбы за мир». Сегодня, когда обстановка в мире еще более напряженная, миротворческая деятельность Русской церкви менее заметна. Почему?

Миротворческая деятельность Церкви в СССР проходила под контролем государства. Церковь собирала средства и передавала их в Фонд мира. Куда на самом деле тратились эти деньги, мы не знаем. К сожалению, Церковь не может предотвратить военные действия, которые развязывают безответственные политики. Мы можем лишь оказать помощь тем, кто пострадал от них. Так было во время событий в Югославии, Абхазии, Южной Осетии. Наши прихожане вели сбор пожертвований и отправляли вещи, продукты, деньги пострадавшим. Ничего, что это не замечали журналисты, главное, что помощь приходила.

Еще идет постоянная работа по поддержанию межрелигиозного и межнационального мира. Я регулярно принимаю участие в заседаниях Совета безопасности при губернаторе Александре Ткачеве вместе с представителями других религий. Также мы взаимодействуем с органами прокуратуры и занимаемся профилактикой конфликтов. Обстановка на Кубани сейчас спокойная, хотя это один из самых многонациональных и поликонфессиональных регионов страны.

В настоящее время активно проходит разделение епархий Русской церкви. Обсуждался ли вопрос о разделении Екатеринодарской и Кубанской епархии?

Такие решения принимаются только Священным Синодом.


Церковь и власть могут вести конструктивный диалог. Митрополит Исидор и губернатор Ткачев

На Кубанской кафедре вы почти четверть века. Кто из руководителей края, по вашему мнению, проявлял большее внимание и заботу о церковной жизни, возрождении православия?

Уже несколько раз упоминал действующего губернатора Александра Ткачева. Думаю, не только среди руководителей нашего края, но среди всех руководителей субъектов страны найдется мало сделавших для возрождения православия столько же, сколько Александр Николаевич. Помимо всего уже перечисленного мной, отмечу, что в июне 2011 года принята вторая губернаторская программа духовно-нравственного просвещения, под которую выделены немалые средства.

Вы служили и на севере страны и на юге. Отличается ли чем-то подход к вере в разных регионах?

Немного странно звучит: «подход к вере»… Видимо речь идет об особенностях проявления религиозного чувства, о различных церковных обычаях. Конечно, на севере люди более сдержанны, но их вера глубока и искренна, они отличаются церковной дисциплиной, для них еженедельное участие в воскресной Литургии – неотъемлемая часть жизни. На Кубани народ менее дисциплинирован, это связано с щедростью кубанской земли, когда даже горожане стараются провести выходные на даче, на огороде, а потом радостно угощают близких «своими» огурцами и помидорами. Но кубанцы готовы защищать веру, не щадя себя, и это тоже говорит о глубине их чувства. Не случайно одна из самых почитаемых кубанцами служб – пассия – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.


Архиерейский собор запретил священником агитировать за партии

В этом году вы отметили 70-летие. Какое событие в вашей жизни считаете самым главным, решающим? А какой жизненный урок вам запомнился больше всего?

Мой ответ объединит оба ваших вопроса. Главное событие – это, конечно, выбор монашеского пути. Выбор осознанный, к которому я пришел на последнем курсе духовной академии. А урок мне преподал митрополит Никодим (Ротов), один из самых ярких деятелей Русской православной церкви второй половины ХХ века. Именно он совершил мой постриг в своей домовой церкви при митрополичьих покоях. Накануне пострига я переживал, что у меня нет одежд для пострига. И услышал ответ: «Молись, чтоб Господь просветил одеяния души твоея, а об этих одеждах я сам позабочусь».

Большое спасибо, Владыка, за возможность взять интервью.

Справка «ФедералПресс»:

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) родился 25 мая 1941 года в Ленинградской области в семье железнодорожника. Окончил Ленинградские семинарию и духовную академию. 3 января 1967 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) в Крестовой церкви при митрополичьих покоях пострижен в монашество, имя получил в честь священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. 11 июня 1977 года постановлением Синода определен быть епископом Архангельским и Холмогорским. В мае 1987 года назначен епископом Краснодарским и Кубанским. С 2008 года является председателем новоучрежденного церковного суда.

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.