Top.Mail.Ru
Экономика
Московская область
0

Внуку сталинского наркома предлагают сажать алюминиевые огурцы

Покупателю госпакета Ванинского порта Ивану Микояну свои акции может продать и холдинг Олега Дерипаски

Иван Микоян, внук сталинского наркома торговли Анастаса Микояна, неожиданно победил в борьбе за 55 % акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» (ВМТП). Его ООО «Сэлтехстрой» взвинтило в ходе аукциона цену на госпакет ВМТП почти в 12 раз, до 10,8 млрд рублей. О планах победителя ходят причудливые слухи, наблюдатели предполагают, что он связан с менеджментом порта, который якобы затягивает приватизацию. В ВМТП опровергают эту версию, выражая удивление итогами аукциона. Сам покупатель до сих пор не объяснился ни с руководством ОАО, ни с Росимуществом. Не исключено, что к сделке Микояна имеет отношение скандально известный экс-чиновник Олег Митволь: партнеры могут рассчитывать на перепродажу акций. Однако о продаже своей доли Ванинского порта Сэлтехстрою задумался главный претендент на госпакет холдинг Олега Дерипаски En+ Group. Слишком уж привлекательна цена акций, предложенная компанией. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Иван Микоян, внук сталинского наркома торговли Анастаса Микояна, неожиданно победил в борьбе за 55 % акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» (ВМТП). Его ООО «Сэлтехстрой» взвинтило в ходе аукциона цену на госпакет ВМТП почти в 12 раз, до 10,8 млрд рублей. О планах победителя ходят причудливые слухи, наблюдатели предполагают, что он связан с менеджментом порта, который якобы затягивает приватизацию. В ВМТП опровергают эту версию, выражая удивление итогами аукциона. Сам покупатель до сих пор не объяснился ни с руководством ОАО, ни с Росимуществом. Не исключено, что к сделке Микояна имеет отношение скандально известный экс-чиновник Олег Митволь: партнеры могут рассчитывать на перепродажу акций. Однако о продаже своей доли Ванинского порта Сэлтехстрою задумался главный претендент на госпакет холдинг Олега Дерипаски En+ Group. Слишком уж привлекательна цена акций, предложенная компанией. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«На торгах наши интересы представляло ООО «Канопус», но оно остановилось на отметке 5,6 млрд рублей, – заявил «ФедералПресс» пресс-секретарь En+ Group Андрей Петрушинин. – Мы считаем, что это адекватная цена за пакет, а за 10 млрд рублей можно «с нуля» построить порт, аналогичный ВМТП. Пока рано говорить о наших планах по взаимодействию с Сэлтехстроем, дождемся, пока они оплатят сделку».

Аукцион по продаже 55 % акций Ванинского порта в минувший четверг привлек около 15 участников, представлявших крупнейшие компании страны. Среди претендентов на контрольный пакет ВМТП были структуры En+ Group Олега Дерипаски и транспортного холдинга UCLH Владимира Лисина, СУЭК и «Колмар», а также Сибуглемет, который считается близким к Сулейману Керимову.

Столь оживленный интерес крупного бизнеса был неудивителен. Руководство ВМТП в отчетности ОАО прогнозирует превращение береговой полосы между портами Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае в крупнейший портовый комплекс Дальнего Востока с годовым грузооборотом в 60–80 млн тонн. Единственное серьезное ограничение, которое ВМТП упоминает в публичной документации, – это недостаток пропускной способности подъездных путей к Ванино, последней точки Байкало-Амурской магистрали. Руководство порта рассчитывает на ведущееся строительство нового тоннеля на Кузнецовском перевале стоимостью около 60 млрд рублей, который позволит увеличить пропускную способность БАМа.

Тем не менее инвесторы уже давно не сидят на месте. В 2008 году Дальтрансуголь, дочерняя фирма СУЭК, запустила в Ванино угольный терминал мощностью 12 млн тонн в год. Корпорация «Мечел» планировала в 2011 году начать строительство еще одного угольного терминала – уже на 20–25 млн тонн в год. Компания «Аркаим» получила в Ванинском порту площадку для создания перегрузочного комплекса мощностью более 2 млн тонн под лес и генеральные грузы.

Холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» планировал возвести в Ванинском порту терминал по перегрузке глинозема и несколько универсальных причалов общей мощностью 10 млн тонн в год. Для алюминщиков ВМТП является стратегическим пунктом по перевалке главного сырья – глинозема. По данным РЖД, в 2010 году отечественный глинозем покрывал лишь треть потребностей российских алюминиевых предприятий Русала (2,52 млн из 7,44 млн тонн). Остальные две трети (4,93 млн тонн) – импорт, в том числе с зарубежных заводов компании. Ванинская таможня сообщала, что более четверти импортируемого глинозема (1,27 млн тонн) было ввезено в прошлом году через Ванинский порт. Сырье шло на Братский и Саяногорский алюминиевые заводы.

Несколько недель назад En+ Group официально оформила свои права на 21,64 % обыкновенных акций и 28,12 % уставного капитала Ванинского порта, зарегистрировав их на кипрскую фирму Soleggiato Investments Ltd. Структуры Олега Дерипаски считались фаворитом аукциона на приватизацию госпакета ВМТП, но они сошли с дистанции еще в середине торгов. Последним отказался от гонки на повышение ставок Сибуглемет, а победило малоизвестное ООО «Сэлтехстрой».

«Итоги торгов вызвали у нас недоумение, – заявил «ФедералПресс» источник в Ванинском порту. – Странно, что неизвестная фирма выиграла аукцион на покупку контрольного пакета акций. Думали, новым хозяином станет кто-то из олигархов».

Сначала московские СМИ утверждали, что бенефициаром Сэлтехстроя является бывший заместитель руководителя Росприроднадзора, экс-префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь. Однако он опровергает эту версию.

«На самом деле мы две недели назад вышли из капитала Сэлтехстроя, – сообщил «ФедералПресс» в день аукциона Олег Митволь. – Теперь 100 % акций предприятия принадлежат Ивану Сергеевичу Микояну. Он не планирует перепродажу контрольного пакета, а рассчитывает развивать производственные мощности ВМТП. Думаю, это удачное приобретение, прибыль будет расти. Иван Микоян выплатил в бюджет РФ 94 млн рублей, теперь ему нужно заплатить оставшуюся часть суммы».

Затем наблюдатели предположили, что Сэлтехстрой намерен затянуть процесс приватизации ВМТП в интересах менеджмента порта, якобы имеющего крупные недекларированные доходы. Косвенно эту версию подтверждает низкая рентабельность предприятия: по данным отчетности, в 2010 году выручка Ванинского порта составила 1,36 млрд рублей, чистая прибыль – всего 82 млн рублей.

«Если контрольный пакет акций будет продан, руководство предприятия сменится, – рассуждает один из участников торгов, знакомый с ситуацией в порту. – Теперь у них есть месяц, в течение которого Сэлтехстрой должен оплатить сделку, но по истечении этого срока они могут заявить, что не в состоянии выплатить требуемую сумму. Через пару месяцев после этого Росимущество должно снова объявить торги, и, может быть, к концу 2011 года новый аукцион состоится. Этого срока нынешнему менеджменту ВМТП будет вполне достаточно, чтобы скрыть свои нелегальные доходы, замести следы».

В ВМТП не подтверждают информацию о связях с Сэлтехстроем. По заявлениям сотрудников порта, компания до сих пор не контактировала с ними. «Мы «питаемся» только новостями из СМИ и ждем официального заявления Сэлтехстроя, которое, по данным Росимущества, скоро должно быть сделано, – заявил собеседник «ФедералПресс» в Ванинском порту. – Новый владелец контрольного пакета до сих пор не вышел с нами на связь, никакой информации о нем у нас нет».

Ничего не слышали о Сэлтехстрое после торгов и в Росимуществе. Похоже, что Иван Микоян не просто верит в перспективы Ванинско-Совгаванского транспортного узла. По некоторым данным, потомок сталинского наркома работал с Олегом Митволем в префектуре САО Москвы. Сам Митволь недавно сообщил СМИ, что его жена продала долю в ООО «Сэлтехстрой» перед аукционом за ВМТП, исходя из номинальной стоимости компании в 10 тыс. рублей. Скандально известный экс-чиновник отметил, что капитализация Ванинского порта может достигать 1 млрд долларов. Ряд отраслевых наблюдателей уже предположили, что это намек на предложение о перепродаже акций.

Однако холдинг Олега Дерипаски может выступить с неожиданным демаршем, предложив Микояну (и, возможно, Митволю) приобрести еще и пакет алюминщиков. «По закону покупатель должен выставить оферту о выкупе акций остальным совладельцам порта по той стоимости акций, за которую они купили госпакет. По такой цене мы можем рассмотреть возможность продажи своей доли в капитале ВМТП», – заявил «ФедералПресс» пресс-секретарь En+.

Исходя из этой оценки стоимость пакета Дерипаски в Ванинском порту может превысить 5,5 млрд рублей. Именно столько En+ было готово заплатить за контрольный пакет порта.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.