Top.Mail.Ru
Экономика
Тюменская область
0

Партнеры требуют с «ЮТэйр» десятки миллионов рублей

Лизинговая компания полгода не получает средства за свои самолеты

Крупнейшая авиакомпания Западной Сибири рискует стать героем неприятной истории, в которой на кон поставлена не только репутация перевозчика, но и безопасность пассажиров. Арбитражный суд Югры рассматривает почти 20 исков к «ЮТэйр» со стороны лизинговой компании. Перевозчик уже полгода не оплачивает эксплуатацию самолетов, утверждая, что произвел капитальный ремонт лайнеров. Но собственник бортов – пермская компания «Авиализинг» – имеет основания сомневаться в том, что самолеты были отремонтированы. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Крупнейшая авиакомпания Западной Сибири рискует стать героем неприятной истории, в которой на кон поставлена не только репутация перевозчика, но и безопасность пассажиров. Арбитражный суд Югры рассматривает почти 20 исков к «ЮТэйр» со стороны лизинговой компании. Перевозчик уже полгода не оплачивает эксплуатацию самолетов, утверждая, что произвел капитальный ремонт лайнеров. Но собственник бортов – пермская компания «Авиализинг» – имеет основания сомневаться в том, что самолеты были отремонтированы. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

В парке авиакомпании «ЮТэйр», судя по информации официального сайта, 92 воздушных судна средней и большой вместимости. Среди них «Боинги» четырех модификаций, Ту-134 и Ту-154. Яблоком раздора для перевозчика и лизинговой компании стали два самолета Ту-154 М (RA-85789 и RA-85681). Для «ЮТэйра» это всего 10 % от имеющихся в эксплуатации Ту-154, а для «Авиализинга» – основной источник дохода.

Как рассказал «УралПолит.Ru» вице-президент компании «Авиализинг» Виктор Новиков, сотрудничество предприятия с «ЮТэйр» имеет долгую историю, и конфликтная ситуация, возникшая летом, оказалась неприятной неожиданностью. Раньше количество судов «Авиализинга» в парке перевозчика достигало девяти, сейчас их только два, оба «ЮТэйр» эксплуатирует с 2006 года.

А был ли ремонт?

В июне 2011 года авиакомпания направила лизингодателю документы о проведении капитального ремонта «тушек» за счет собственных средств. Эта информация «Авиализинг» очень удивила. Во-первых, собственника самолетов не поставили в известность о проводимых работах, что как минимум нарушает условия договора. Во-вторых, сразу вызвало сомнение качество проведенного капитального ремонта. «Право проводить капремонт воздушных судов этого типа имеют только специальные авиаремонтные предприятия, которых в нашей стране три: Внуковский авиаремонтный завод, Минераловодский авиаремонтный завод и самарский «Авиакор» как завод-производитель. Ни один из них наши самолеты не ремонтировал», – рассказал Виктор Новиков.

Кроме того, по данным «Авиализинга», на время ремонта лайнеры не выводились из эксплуатации. «Это очень сложная, зарегламентированная процедура. Самолет снимают с эксплуатации, на нем запрещается перевозить пассажиров. После этого он может только сделать технический полет на завод, и все. А на них перевозились пассажиры, естественно, возникла первая мысль – это же угроза безопасности людей. Сама процедура капремонта тоже очень серьезная, его невозможно сделать на коленке за углом», – отметил собеседник агентства.


Именно этот самолет стал камнем преткновения в отношениях давних компаний-партнеров

Получив документы, представители «Авиализинга» обратились в контролирующие органы с просьбой проверить, выполнялся ли ремонт на самом деле. И, по словам Новикова, Ространснадзор и транспортная прокуратура ответили, что никаких ремонтов на этих воздушных судах не было. «История стала приобретать не вид трагедии, а вид фарса с криминальным душком», – поделился мнением Новиков в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru».

Двадцать исков на тридцать миллионов

Пока шли проверки, «ЮТэйр» отправил «Авиализингу» новые документы – о зачете средств арендной платы в счет капитального ремонта судов. После этого дело перешло в судебную плоскость, пермская компания обратилась в арбитражный суд ХМАО-Югры (по месту регистрации перевозчика) с требованием взыскать арендную плату, которую «ЮТэйр» платить перестал, и признать ничтожной одностороннюю сделку о зачете требований.

На сегодняшний день цена вопроса – порядка 32 млн рублей. Для небольшой компании, основным контрагентом которой является как раз «ЮТэйр», она оказывается неподъемной. «У нас один партнер, другого нет. Платежи, которые поступали от него каждый месяц, с лихвой покрывали все наши налоговые обязательства. Чтобы не копить долги перед бюджетом, перед персоналом, мы приняли решение пойти в арбитражный суд с заявлением о введении процедуры внешнего наблюдения как одной из форм процедуры банкротства. Мы хотим, чтобы налоговые органы видели, что мы не скрываемся, но у нас возникли сложности и мы будем решать их цивилизованным путем», – рассказал Новиков.

При этом «Авиализинг» рассчитывает все-таки выиграть суды, получить средства от «ЮТэйр» и остаться на плаву. К слову, сейчас на сайте арбитражного суда Югры зарегистрировано 19 исков компании к перевозчику. Основная часть – требование взыскать арендную плату по каждому периоду и каждому объекту в отдельности. Их рассмотрение приостановлено до решения по другому делу – о признании ничтожной самой сделки о взаимозачете. Если суд ее аннулирует, все остальные иски автоматически будут выиграны, ведь именно взаимозачетами за капитальный ремонт «ЮТэйр» обосновывает отказ платить за аренду самолетов.



В арбитражный суд Югры уже поступило почти 20 исковых заявлений от «Авиализинга»

Уголовный аспект

По мнению Виктора Новикова, сейчас перевозчик просто затягивает процесс. «Компания до сих пор не предоставила суду документы в обоснование своей позиции, даже возражение на иск не предоставила, хотя прошло уже полгода. У нас складывается ощущение, что никаких подлинных доказательств того, что капремонт был, у них просто нет, и в суд предоставить им нечего, поэтому тянут время. Получится, что сроки платежей по суду, если мы выиграем, подойдут к лету 2012 года, когда у авиакомпании высокий сезон и больше выручка. А сейчас они просто тянут время», – считает Новиков.

Представитель «Авиализинга» утверждает, что при прокурорской проверке «ЮТэйр» от информации о проведении капитального ремонта отказался. «Из ответа прокуратуры, который пришел нам, ясно, что представители «ЮТэйр» сообщили надзорным органам, что ремонтов не было. Потому что в противном случае получилась бы ситуация, что не имея официальной лицензии, работники авиакомпании совершили уголовное преступление. Это незаконное предпринимательство. Кроме того, после некачественного ремонта судно эксплуатировалось. А в авиации ремонт, который произвела нелицензированная фирма, по определению считается некачественным. Это тоже состав преступления, нарушение норм и правил эксплуатации воздушного судна. А вот в арбитражном суде представители авиакомпании занимают диаметрально противоположную позицию, заявляя, что капремонт был, все хорошо. Ведь арбитраж – это другая плоскость, гражданско-правовые отношения», – рассказал вице-президент «Авиализинга».

Отметим, что в распоряжении редакции нет копии ответа, поэтому мы не можем подтвердить или опровергнуть достоверность слов Виктора Новикова. Оперативно получить информацию об этом деле в Уральской транспортной прокуратуре не удалось. При этом источник в Сургутской транспортной прокуратуре, которая тоже занималась проверкой, неофициально сообщил «УралПолит.Ru», что проверка, в частности, установила: работы производились, в том числе на предприятиях, которые находятся на неподнадзорной территории, и для дальнейшей проверки материалы были отправлены в другие прокуратуры. «Этот вопрос является и предметом спора в арбитражном суде. Там еще решение не вынесено. А поскольку по Конституции решения суда имеют высшую юридическую силу, результаты прокурорской проверки неокончательные», – добавил он.

По словам Виктора Новикова, партнеры из «ЮТэйр» встречаются теперь с ними только в судах: «Я думаю, мы имеем сейчас такую весовую категория с этим двумя воздушными судами, что они нас даже в самый крупный микроскоп не хотят разглядывать». По его мнению, вся сложившаяся ситуация – это не самоуправство каких-то отдельных исполнителей, а политика компании. «С этим может столкнуться любой поставщик или подрядчик авиакомпании «ЮТэйр». Причем когда мы только поставили вопрос о незаконности ремонта, сам генеральный директор господин Мартиросов лично дал комментарий, сказав прямо и конкретно: да, мы провели капремонты на базе линейной станции техобслуживания в Уфе», – отметил он.

Получить официальный комментарий авиакомпании «ЮТэйр» не удалось – представители перевозчика не ответили на запрос и не связались с редакцией по оставленному телефону. «УралПолит.Ru» надеется получить ответ в ближайшее время.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.