Китай подтвердил намерения кредитовать строительство ВСМ Москва – Казань на 400 млрд рублей в юанях или долларах США, дополнительно внести в акционерный капитал проекта 52 млрд рублей для участка Москва – Нижний Новгород и предоставить $ 1 млрд для участка Москва – Казань. Также Россия и КНР договорились о реализации проекта на основе государственно-частного партнерства в форме концессии. Подробнее о финансовой стороне крупнейшего железнодорожного проекта – в материале «ФедералПресс».
Китай подтвердил намерения кредитовать строительство ВСМ Москва – Казань на 400 млрд рублей в юанях или долларах США, дополнительно внести в акционерный капитал проекта 52 млрд рублей для участка Москва – Нижний Новгород и предоставить $ 1 млрд для участка Москва – Казань. Также Россия и КНР договорились о реализации проекта на основе государственно-частного партнерства в форме концессии. Конкретное соглашение стороны планируют подписать до конца года. Подробнее о финансовой стороне крупнейшего железнодорожного проекта – в материале «ФедералПресс».
КНР подтвердила намерения предоставить кредитное финансирование China Development Bank (CDB) на 400 млрд рублей для реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, сообщили в РЖД. Договоренности достигнуты в рамках заседания шестой российско-китайской группы по сотрудничеству в области ВСМ. По его итогам было объявлено о распределении средств: 250 млрд рублей планируется направить на участок Москва – Нижний Новгород, строительство участка Нижний Новгород – Казань обойдется в 150 млрд рублей.
Стороны также пришли к соглашению о предоставлении Китаем дополнительного ранее обещанного акционного финансирования проекта. Так, для участка Москва – Нижний Новгород предусмотрены средства в долларах США, эквивалентные 52 млрд рублей. На участок Нижний Новгород-Казань планируется выделить $1 млрд.
В рамках российско-китайской группы подписан протокол о строительстве ВСМ на основе государственно-частного партнерства в форме концессии. «Предполагается, что в рамках реализации проекта будет создана специальная проектная компания (СПК) – концессионер (ее будет курировать «дочка» РЖД – ОАО «Скоростные магистрали» – прим. ред.). Ее задачей станет заключение и исполнение концессионного соглашения о строительстве ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань», – отметили в РЖД. Конкретные договоренности будут отражены в соглашении между российским и китайским правительствами, которое планируется подписать до конца года.
По информации ТАСС, доля проекта, реализуемая концессионерами, составит 684,4 млрд рублей, остальные средства предоставят РЖД. Ранее намерения финансировать проект на €2 млрд выразил консорциум «Немецкая инициатива». Кроме того, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявлял о переговорах с Китаем о создании фонда развития ВСМ на паритетной основе.
Проект ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань протяженностью 770 км оценивается в 1,068 трлн рублей. По расчетам ОАО «Скоростные магистрали», бюджетный эффект после запуска магистрали составит 2,2 трлн рублей до 2030 года, суммарный эффект на валовый выпуск экономики рассчитан в объеме 18,9 трлн рублей. Ожидается, что совокупный прирост ВВП с 2019 по 2030 гг. за счет агломерационных эффектов составит 7,2 трлн рублей. Сообщалось также, что реализация проекта будет способствовать росту регионального внутреннего продукта субъектов РФ, по которым пройдет магистраль.
Например, для Нижегородской области увеличение ВРП рассчитано в объеме 76 %, для Владимирской – 58 %. В целом ВСМ пройдет по территориям семи регионов: Москвы и Московской области, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Татарстана. В дальнейшем планируется продление ВСМ до Екатеринбурга. Сообщалось о планах по строительству на ее основе высокоскоростной магистрали в Пекин.
Средняя скорость поездов ВСМ составит 400 км/ч. Предполагается, что время в пути сократится в среднем вчетверо. Так, от Москвы до Нижнего Новгорода можно будет добраться за час, до Казани – за три с половиной часа.
В марте стало известно о готовности немецкого концерна Siemens подумать о сотрудничестве с китайскими компаниями по выпуску в России поездов для ВСМ. Как рассказал вице-президент компании Дитрих Меллер в интервью «Ведомостям», локализация станет обязательным условием для реализации возможного проекта. «Поскольку мы предлагаем инновационный поезд на базе испытанного в России «Сапсана» и локального производства, то я думаю, что наше предложение будет конкурентоспособным. Но можно подумать о трехстороннем партнерстве (с Россией и Китаем – прим. ред.)», – сказал Меллер.
В настоящее время ВСМ находится в стадии проектирования и изыскательских работ, их финансирование в 2015–2016 гг. оценивается в 20,5 млрд рублей. Договор на проектирование подписан в июне 2015 года между ОАО «Скоростные магистрали» и консорциумом проектировщиков, в который входят China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd, «Мосгипротранс» и «Нижегородметропроект». Планируется, что строительство первого участка магистрали Москва – Нижний Новгород начнется в 2017 году и завершится в 2021 году.
Правление РЖД также рассматривает актуализированную программу развития ВСМ в России до 2030 года стоимостью 5 трлн рублей. Ключевыми проектами в ней станут высокоскоростные магистрали Москва – Казань – Екатеринбург, Москва – Адлер и Москва – Санкт-Петербург. Всего программа предусматривает 20 проектов и свыше 50 скоростных маршрутов.