Франция погрузилась в трехдневный траур. На фоне трагедии, ужасающей своей безжалостностью, жители страны забыли о поражении своей футбольной сборной в финале Евро-2016. Террористы вновь внесли свою лепту в историю страны. Национальный праздник в Ницце закончился гибелью 80 человек. Причем методы расправы с гражданским населением становятся все более дерзкими и дикими. Соболезнования французам выражают сегодня во всем мире. Причем рядовые жители государств вновь демонстрируют свое единство, тогда как политические лидеры продолжают искать «опасность» на Востоке Европы – в России. Что остановит террор в Европе и загонит «джинна» обратно в бутылку – в материале «ФедералПресс».
Еще до недавнего времени Европа жила относительно спокойно. О терактах жители Старого света знали разве что из новостей из России, и стран Ближнего Востока. Вряд ли кто-то из европейцев 10–20 лет назад предполагал, что ходить по улицам Парижа или Брюсселя будет совсем небезопасно. Наверное, самое большее, что когда-либо волновало Европу, – это уличные беспорядки.
Потрясение постигло Францию в январе 2015 года, когда террористы напали на сотрудников редакции газеты Charlie Hebdo. Тогда погибли 12 человек. Еще более страшное преступление было совершено в ноябре 2015 года, когда террористы взорвали бомбу возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, расстреляли посетителей нескольких ресторанов и устроили бойню в концертном зале «Батаклан», захватив там около 100 заложников. Тогда погибло 130 человек.
Следующим был теракт в Брюсселе. Выходцы из запрещенной в России организации «Исламское государство» взорвали бомбы в аэропорту и в метрополитене. Говорить про крупные и не очень атаки боевиков на турецкие города вообще не приходится: по некоторым подсчетам всего за полгода их количество достигло полусотни.
Произошедшее накануне вечером, 14 июля, в Ницце, беспрецедентно и по масштабам, и по своей безжалостности. В национальный праздник – День взятия Бастилии – террористы просто сметали на своем пути десятки людей, пришедших посмотреть фейерверк. Восемьдесят человек были раздавлены под колесами тяжелого грузовика и расстреляны. И это произошло в одном из самых популярных городов Франции.
Политолог Александр Сайгин считает, что «террорист сработал весьма качественно». «Никакого особого оружия ему не нужно было – просто грузовик. Это продолжение реализации концепции индивидуального джихада, которую радикальные проповедники транслируют на неокрепшие умы на протяжении девяти лет», – пояснил эксперт.
Сайгин полагает, что распространение «индивидуального терроризма» связано усилением контроля со стороны разных государств за каналами коммуникации и оборота оружия – боевики вынуждены искать новые способы совершения терактов. «Отсюда – и уход от чётко организованных структур сначала к сетевым, потом к маленьким ячейкам, а теперь и к индивидуальному терроризму. Отсюда и уход от сложных адских машинок с тротилом к грузовикам, которые оказываются даже эффективнее, чем «пояс шахида» или автомат Калашникова», – отмечает Александр Сайгин.
В социальной сети Twitter самым популярным сегодня стал хештег #PrayForNice (#МолимсяЗаНиццу), что еще раз подтверждает: простые человеческие чувства, простые человеческие отношения гораздо сильнее и ценнее, чем чьи-то политические амбиции. В происходящем люди нередко винят Соединенные штаты, которые и «рулят» большинством европейских глав, подвергая простое население этих стран смертельной опасности. «Все, что творится в мире, – ужасно. Как будто сам дьявол правит миром. Я верю, что когда-нибудь зло будет наказано. Нет слов выразить сочувствие семьям погибших», – написала в Facebook Севиндж Абдуллаева.
Как Ницца, куда съезжаются представители элиты со всего мира, могла оказаться настолько беззащитной перед натиском террористов, как на территорию массового празднования Дня независимости мог попасть грузовик с вооруженными бандитами – этим вопросом задаются сегодня многие. «Ницца – седьмой теракт во Франции за полтора года. Беспомощность. Похоже, их ничто не спасет», – написал один из пользователей соцсетей. Экономист Михаил Делягин на своей странице в Facebook отметил, что «теракт в Ницце – закономерный результат поддержки Францией терроризма».
Заместитель председателя комитата Совета Федерации по международным делам Андрей Климов задается этим же вопросом, но однозначного ответа на него найти не может. Он лишь предполагает, откуда у террористов могло появиться оружие. «Я не удивлюсь, если часть оружия, попала от ребят типа батальона «Азов» и «Правого сектора» (организация запрещена в РФ): именно они разгромили бывшие советские военные базы, именно они через Мариуполь отправляют неизвестно куда стрелковое оружие, гранаты и прочее», – отметил Климов.
Несмотря на учащение случаев терактов, Европа продолжает поддакивать США и называть Россию своей главной угрозой. В то, что это не так, и на самом деле Россия – чуть ли не единственная страна, где выстроена грамотная и четкая система безопасности и предотвращения терактов, первыми поверили жители Великобритании, принявшие решение о выходе из Евросоюза. «Система безопасности в ЕС не достаточно эффективна, это раз, социальная база для такого рода терактов очень широка – это два, – считает сенатор Андрей Климов. – Возникла нелепая ситуация: ясно, что борьба с международным терроризмом требует объединения и координации усилий с такими странами, как Россия. С другой стороны, Франция голосует за включение в список невъездных, отказывает в сотрудничестве всем руководителям силовых ведомств России. Как это вообще может быть?! Это нас с вами приравнивают к главным угрозам, тем временем выходцы из Северной Африки уничтожают их самыми разнообразными способами».
Андрей Климов уверен, что созданный «военно-спортивный антураж» не принесет пользы Европе: борьба с террором возможна только в единственном случае – в случае объединения стран в этой борьбе, которое возможно только при условии достижения политических договоренностей, принятия грамотных политических решений. «Одними полицейскими методами проблему не решить, – полагает Климов. – Они (западные политики, – ред.) могут говорить все, что угодно, но их при этом будут продолжать убивать выходцы из Северной Африки и с Ближнего Востока».
Перспективность политического решения проблемы подтверждает тот факт, что трагедия в Ницце объединила рядовых жителей разных стран мира, в том числе России. И так происходит каждый раз после очередного теракта. Так, с горькой иронией о «российской угрозе» пишут на своих страницах и пользователи социальных сетей. «Страны НАТО ответят на теракт жестко: пройдутся под ручку и продолжат выстраивать инфраструктуру для борьбы с «российской угрозой»», – написала пользователь Twitter Мария Катасонова.
Трагедия во Франции, унесшая жизни 80 человек, стала шоком для всех. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, комментируя теракт в Ницце, заметила, что для всего мира трагедией стало еще и то, что «из-за не прекращения череды террористических атак, соболезнования вошли в привычный ритуал светской хроники». Но уже через несколько дней после потрясения «снова начинается шабаш безответственности и бездействия, манипуляции сознанием и информационной лжи». По мнению Яровой, сегодня политики должны «прекратить лицемерие и действовать жестко и решительно в борьбе с терроризмом на основе международного и национального права».
Что может спасти Европу от повторения терактов? Ответ на этот вопрос, опять же сводится к политике. «Угроза надвигается. Европа на глазах меняется. Неслучайно Британия заторопилась оттуда, неслучайно правительство Великобритании возглавила бывший министр внутренних дел, которая прекрасно все понимает, – говорит сенатор-международник Андрей Климов. – Европа требует изменить методы правления. Сегодня кощунственно звучит, что Россия – главная угроза для европейских ценностей».
«При таких людях, как Олланд, трудно будет навести там порядок, – продолжает Климов. – Там Де Голля не хватает. Он остановил теракты, которые были в ужасном количестве. Но он вышел из военной части НАТО, и все сделал, чтобы укреплять наши максимально дружественные взаимовыгодные отношения. Им не с Россией надо сражаться. Они разворошили все в Северной Африке, и сейчас бумеранг к ним возвращается. Они сами выпустили этого джинна из бутылки. Люди живут в каком-то придуманном ими мире, и не могут проснуться».


