Монополия и внутренний рынок газа России – понятия практически тождественные. Так уж сложилось, что мы говорим «газ», а подразумеваем «Газпром». Но экономическая ситуация последних лет показала: с монополией в нашей стране пора заканчивать, и некоторые предпосылки к этому есть. Предложения экспертов Аналитического центра при правительстве РФ – в материале РИА «ФедералПресс».
Большая газовая тройка
Первый обывательский стереотип, который необходимо развеять – «Газпром» все-таки не единственный игрок на рынке российского газа. Большая тройка российского рынка оптового газа выглядит так: ПАО «Газпром», ОАО «Новатэк» и ПАО «НК «Роснефть». Совокупно на их долю приходится около 70 % оптового рынка газа. Именно эти компании формируют «каркас» сложившейся сбытовой структуры.
«Газпром» действительно является крупнейшим поставщиком газа на внутреннем рынке страны. Однако из года в год компания демонстрирует постоянное сокращение объемов реализации газа в масштабах России. С 2013 года объемы реализации «Газпрома» сократились на 9 % (до 221,2 млрд кубометров). Именно такие показатели (рассчитанные по отчетности по стандартам МСФО) приводят специалисты Аналитического центра в своем докладе.
При этом в структуре продаж основная доля потребителей газа компании в России – население (24 %) и крупные предприятия в сфере электроэнергетики (23 %) и коммунального комплекса (6 %). Таким образом, мы видим, что львиная доля внутреннего сбыта «Газпрома» – население – относится к потребителям низкорентабельным. И отчасти это заслуга конкурентов.
«Новатэк»
Откусила долю рынка у главного «исполнителя мечты» сравнительно молодая компания – ОАО «Новатэк». Сейчас она занимает второе место по объемам поставки природного газа на внутреннем рынке России. За последние пять лет (с 2011 по 2015 годы) «Новатэк» нарастил этот показатель на 16 % (до 62,5 млрд кубометров). Как видим, это в 3,5 раза меньше, чем у «Газпрома». Однако этого хватило для создания альтернативы монополисту в 33 регионах РФ, среди которых такие стратегически важные для отрасли, как Москва и Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Если прибавить к этим субъектам Челябинскую, Костромскую области и Пермский край, получим 80 % суммарных объемов реализации газа «Новатэком».
«Кусался» «Новатэк» прицельно: с учетом масштабных программ газификации населенных пунктов по всей стране, реализуемых «Газпромом», «Новатэк» сделал ставку на промышленный сектор. Сейчас основными потребителями газа компании являются энергогенерирующие организации и крупные промышленные объекты – на них в совокупности приходится до 85 % всего объема поставок. Тогда как на население – всего 6 %.
НК «Роснефть»
Эта компания, в отличие от того же «Новатэка», – безусловный кит, альфа и омега нефтегазового сектора России наряду с «Газпромом». По итогам 2016 года «Роснефть» оценивает свою долю внутреннего газового рынка в 16 %.
За последние два года этот гигант показал впечатляющие темпы реализации газа на внутреннем рынке – в 2014 году скачок составил аж 46 % (до 55,9 млрд кубометров). В 2015 году, правда, рост был скромным – 3,4 %, до 58 млрд кубометров. Однако объемы поставок закрепились.
«Пальму первенства» в структуре реализации газа «Роснефтью» удерживают такие традиционно сильные регионы присутствия компании как Западная Сибирь и Уральский федеральный округ (32,8 млрд кубометров), остальная доля приходится на юг России (3,1 млрд кубометров), Дальний Восток (0,6 млрд кубометров) и европейская часть страны и прочие регионы (19,4 млрд кубометров).
Газосбытовые вотчины
Таким образом, мы видим, что «Газпром», несмотря на наличие альтернатив, в одиночку по-прежнему контролирует более половины газового рынка страны. Поэтому обратим внимание, какие же регионы поставок газа компания считает наиболее доходными (рентабельность свыше 20 %). К ним относятся Томская, Кемеровская, Свердловская, Курганская, Челябинская, Омская области, а также Алтайский и Пермский края и ЯНАО. Из перечисленных регионов только в двух (по оценке ФАС) доминируют другие производители: «Новатэк» лидирует в Челябинской (22 % продаж компании) и Костромской областях (все потребители региона, кроме Костромской ГРЭС с 2016 года). «Роснефть» же, в свою очередь, обеспечивает газом до 87 % потребностей Свердловской области.
В 2016 году ФАС опубликовала свой отчет, в котором проанализировала состояние оптового рынка природного газа в России за период с 2011 по 2014 годы. Указав двух монополистов («Газпром» и «Новатэк»), ведомство в целом охарактеризовало рынок как «высококонцентрированный с недостаточно развитой конкурентной средой». Так как же аналитики центра при правительстве РФ предлагают исправить ситуацию?
Закон и порядок
«В середине 2016 года продолжается проработка ключевых стратегических документов ТЭК, в частности, Энергостратегии и Генеральной схемы развития газовой отрасли, подразумевающих наличие концепции развития внутреннего рынка газа. Одним из основных аспектов этой концепции должна стать конкурентная политика, однако консенсус в отношении задач и инструментов развития конкуренции не найден», – говорится в отчете Аналитического центра.
Среди мер, которые уже были предприняты, – обеспечение общего доступа недропользователей к транспортной инфраструктуре, проведение ценового регулирования в отрасли, создание системы организованных торгов газом. «Однако достигнутое состояние нельзя назвать вполне конкурентным», – уверены аналитики.
По признанию экспертов из отрасли, один из самых важных пунктов – обеспечить равные условия функционирования для всех участников газового рынка как в части доходов, так и в части расходов.
По структуре рынка задача, в общем-то, ясна: прекратить доминирование ПАО «Газпром» на внутреннем оптовом рынке газа. Этот вариант специалисты оценивают как достаточно вероятный. Менее реальным им кажется вариант с отменой доминирования сразу всех монополий ведущих компаний – слишком высоки входные барьеры на рынок в принципе (хотя теоретически и практически рынок можно расширить за счет биржевой торговли). Тем не менее можно попытаться изменить структуру розничного рынка газа, устранив доминирующие региональные газовые компании, уверены специалисты.
Но просто так взять и отменить антиконкурентные (читай – согласованные) действия участников рынка газа не так просто, как кажется. Хотя формально эта зона ответственности относится к ведению ФАС, фактически для создания идеальной конкурентной среды требуется принять целый ряд мер в совсем других сферах: развитие биржевых механизмов, улучшение условий доступа компаний к газотранспортной системе страны, улучшение доступа потребителей к поставкам разных производителей и трейдеров с помощью новой тарифной политики.
И именно тарифная политика является центральным камнем преткновения в этой цепи.
Барьеры и пути их преодоления
Первый и самый существенный недостаток существующей в России системы цено- и тарифообразования на внутреннем рынке – это его непрозрачность. Сейчас в стране нет единых тарифов на услуги по транспортировке газа для «Газпрома» и независимых поставщиков газа. Это может приводить к завышению тарифов на транспортировку газа в отдельные регионы.
Оптовые цены на газ в регионе разбалансированы – от субъекта к субъекту их уровень регулируется в зависимости от социально-экономических и политических факторов. У того же «Газпрома» отсутствует возможность не только повышать, но и снижать цену. А остальным участникам рынка остается только держать указанную «высоту».
Все это делит регионы России на низкодоходные (которые становятся экономически непривлекательными для независимых поставщиков газа) и высокодоходными (где, как мы помним, «царит» «Газпром», а конкурировать с ним, в том числе и с помощью цены, затруднительно). Жители непривлекательных для поставщиков газа регионов рискуют остаться без газа в принципе. Сейчас практически 90 % таких регионов взял на себя «Газпром», фактически являясь гарантирующим поставщиком. Независимые поставщики газа (чисто теоретически) тоже могут ими быть – в тех регионах, которые не смогут присоединиться к конкурентному рынку, и только на конкурсной основе, уверены аналитики.
Вторым барьером на пути к демонополизации газового рынка РФ является отсутствие биржевой торговли газом. Правда, попытки к ее созданию в нашей стране уже предпринимались: в 2014 году торги природным газом открылись на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Это стало первой попыткой «прощупать» путь введения конкурентных оптовых цен на газ вместо регулируемых. Пик продаж пришелся на октябрь 2015 года – около 1,7 млрд кубометров газа, свыше 50 компаний-покупателей.
«Статистика СПбМТСБ демонстрирует, что спрос на биржевой газ постоянно растет (…) Однако предложение газа на бирже обеспечивается, в основном, за счет излишков газа производителей, которые они не продали по регулируемым ценам в долгосрочных контрактах», – отмечают аналитики.
В качестве мер, которые призваны преодолеть этот барьер, специалисты предлагают на законодательном уровне ввести фиксированные объемы продаж газа как для «Газпрома», так и для независимых поставщиков. И – если все пойдет хорошо, и спрос на газ гармонично уживется с предложением – увеличить количество бирж и торговых площадок в России.
Перспективы
Независимые участники рынка, без сомнения, позицию Аналитического центра при Правительстве РФ поддержат. Но поддержит ли его само правительство? Особенно в текущей экономико-политической ситуации, когда государство держит курс на стабильность. Пока, по крайней мере, ни о каких изменениях в части тарифной политики речи не идет. Как сообщает «Интерфакс» (www.interfax.ru/business/519744), тариф на транспортировку газа сейчас остается прежним – ожидаемое с 1 июля повышение на 2 % так и не произошло по техническим причинам.
«Это вызвано техническим моментом, вызванным волатильностью цен мазута и газойля на внешних рынках», – сообщил журналистам замглавы отдела газовой и угольной промышленности Максим Тимофеев. Новая редакция положения, которая позволит пересмотреть цены, будет готова в сентябре-октябре.
Фото с сайта pohnews.org