Нижегородская область предпримет вторую попытку сверстать бюджет на будущий год с профицитом и вернуться к трехлетнему финансовому планированию согласно общероссийскому тренду. Впервые минфин региона заговорил о такой необходимости в 2015 году, но ситуация в экономике и социальные обязательства внесли свои коррективы. Выход на профицит является условием для получения федеральных ссуд под 0,1 % для управления госдолгом взамен коммерческих кредитов. Инициатива потребует жесткой экономии и может сказаться на финансовом состоянии муниципалитетов, которым придется делиться с беднейшими регионами. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Министерство финансов Нижегородской области готовится верстать бюджет на 2017 год и во вторник представило доклад об основных направлениях налоговой и бюджетной политики с трехлетним прогнозом. После обострения экономической ситуации в 2015 году регион, согласно общероссийской тенденции, перешел на годовое планирование и теперь возвращается к долгосрочному сценарию до 2019 года. Он предполагает профицит бюджета на 2017 год для выполнения условий российского правительства по замещению банковских кредитов ссудами Минфина РФ под 0,1 %, тогда как комммерческая ставка составляет в среднем 11,99 % годовых.
Средства российского бюджета будут привлечены на управление госдолгом Нижегородской области, который, по оперативным данным министерства на 1 сентября, превышает 66,9 млрд рублей и эквивалентен 61 % доходов областного бюджета. Структура долга, согласно информации областного министерства, уже состоит из бюджетных кредитов на 45 %, тогда как доля коммерческих займов составляет лишь 3 %, остальное – облигационные займы, последний из которых, 11-й по счету объемом 10 млрд рублей, размещен на ММВБ в июне 2016 года.
Дефицит бюджета Нижегородской области 2016 года согласно уточненному плану на август составляет 8,399 млрд рублей, но и ситуация с поступлением средств в бюджет пока стабильна. Министр финансов региона Ольга Сулима сообщила, что за восемь месяцев в областной бюджет поступило 74,8 млрд рублей (69 % к уточненному годовому плану, +6 % к прогнозу). Однако формирование будущего бюджета осложняет ряд обстоятельств, например, перенос сроков внесения проекта федерального бюджета в Госдуму с 1 октября на 1 ноября. Кроме того, на сегодняшний день нет информации об основных направлениях федеральной бюджетной и налоговой политики и о планируемых объемах безвозмездных поступлений.
Также на федеральном уровне приостановлена до 1 января 2017 года норма об изменениях налогового законодательства, которые должны быть приняты не позднее чем за месяц до внесения проекта бюджета в Госдуму. Это означает, что такие законы могут быть приняты в декабре, и последствия придется учитывать на региональном уровне после принятия бюджетов субъектов. «В такой ситуации мы сами, без федеральных установок, разработали основные направления бюджетной политики и, видимо, будем вынуждены вносить бюджет в правительство 18 октября без учета федеральных средств», – сказала Сулима.
С учетом возвращения на федеральном уровне трехлетнего бюджетного прогнозирования Нижегородская область также разрабатывает долгосрочную налоговую и бюджетную политику после паузы в 2016 году. Ее основные направления – максимальное сокращение расходов и мобилизация всех имеющихся финансовых ресурсов. «Здесь приоритетом станет работа с налоговой, создание условий для расширения производств и создание рабочих мест, соответственно, и инвестиционной активности», – отмечают в министерстве. Также предлагается бороться с теневыми доходами, повышать эффективность управления государственным и муниципальным имуществом, снижать расходы на государственные закупки.
Губернатор Валерий Шанцев считает необходимым привлекать к этим процессам Торгово-промышленную палату Нижегородской области и региональную Ассоциацию промышленников и предпринимателей. «Мы должны за счет повышения эффективности работы по стимулированию развития и модернизации, технического перевооружения поднимать уровень производительности и повышать результаты нашей деятельности», – сказал Шанцев.
При формировании бюджета в режиме жесткой экономии сохранится его социальная направленность и исполнение майских указов президента в полном объеме. Останутся прежними расходы на повышение выплат льготникам, ликвидацию второй смены в школах, поддержку семей с детьми, программу переселения из ветхого и аварийного фонда. В реализации адресной инвестпрограммы Нижегородской области приоритет будет отдан объектам, которые строятся с привлечением средств федерального бюджета, а также объектам к ЧМ-2018.
Также изменения коснутся дотаций муниципалитетам. Здесь Нижегородская область снова последовала федеральному тренду, и с 2017 года впервые из бюджетов всех финансово обеспеченных поселений будут взиматься субсидии в виде отрицательного трансферта в областной бюджет и далее распределяться более бедным населенным пунктам. «Особое внимание будет уделяться повышению финансовой дисциплины МСУ, эффективности и прозрачности средств», – сказала Сулима.
Губернатор между тем дал понять, что область не будет предоставлять МСУ средства на прочие и выпадающие расходы. «Нельзя, чтобы оттуда все время был слышен один и тот же стон: «Денег нет». Денег никогда много не бывает. Надо уметь имеющиеся финансовые ресурсы распределять по степени важности выполняемых задач. Очень много претензий на какие-то выпадающие доходы: сначала мы эти выпадающие доходы делаем, а потом ищем, где получить компенсацию. Очень много популистов, которые в ущерб другим районам не занимаются тарифной политикой вообще, уже несколько лет не повышая плату за очевидные инфлирующие источники энергии», – заявил Шанцев.
Он заявил также о необходимости повышать неналоговые доходы. «Пока прогноз там еще весьма и весьма зыбкий. Мы рассматривали это направление – очень много потерь, в том числе и по утверждению и выполнению инвестиционных соглашений: обязательств много, не все эти обязательства выполняются. Нет определенной требовательности в этом плане», – подчеркнул глава Нижегородской области.
В 2015 году минфин Нижегородской области уже заявлял о планах принимать в 2016 году профицитный бюджет. Тем не менее в итоге документ был одобрен с дефицитом 9,7 млрд рублей. Министерство так же, как и сейчас, оперировало тезисами о жесткой бюджетной экономии и социальной направленности.