Top.Mail.Ru
Политика
Республика Чечня
3

«Отмены дотаций Чечня не переживет». Кадыров выторговал дополнительные деньги

Знак для сомневающихся
Знак для сомневающихся

Рамзан Кадыров высказался против предложений Минфина урезать бюджет Чечни. По мнению чеченского лидера, практика урезания бюджета не позволит республике развиваться и выполнять социальные обязательства. Кадыров прямо говорит, что без денег не будут выполнены майские указы президента, тем самым ставя ультиматум федеральным властям. Впрочем, шантаж удался и теперь увеличится бюджетное финансирование всего Северного Кавказа. Подробности – в материале экспертного канала.

Не сможет выполнить обязательства

В последний день октября в правительстве Чечни прошло совещание, посвященное бюджету. Председатель кабинета министров Абубакар Эдельгериев рассказал, что в будущем году бюджет республики составит 69,9 млрд рублей, а по расходам — 77 миллиардов (то есть первоначальный дефицит — более 7 миллиардов. Впрочем, по словам Эдельгериева, точных параметров пока нет. Прозвучала на совещании и неприятная новость — в будущем году будет секвестирована федеральная целевая программа восстановления экономики и социальной сферы Чечни до 2020 года. Это и вызвало возмущение председателя правительства, который предложил Кадырову направить за его подписью официальное письмо в Минфин России.

Кадыров тоже произнес уже ставшую знаменитой речь, которую цитируют СМИ. «Почти половину защищенной программы они секвестировали! Это удар не против нас, а против всего государства! Мы послевоенный регион, который только становится на ноги. У нас в республике и так много проблем. Мы до сих пор оплачиваем долги из-за той системы, которую нам искусственно создали. Есть только два региона в РФ, где в три смены учатся в школах. Больницы, школы построены, но, конечно, даже элементарный штат требуется. Граждане России думают, что нам в Минфине открыли золотые краны. Но все идет нам абсолютно на общих основаниях. Как нам строить экономику?! Как мы выполним указы президента?», – напрямую говорит о вероятном невыполнении майских указах глава Чечни.

Кстати, если сравнивать сравнительно небольшую республику площадью 15 тысяч 647 квадратных километров с населением 1 млн 394 тыс.172 человека с соседним Ставропольским краем, где территория – 66 тысяч 160 кв. км., а населения в два с половиной раза больше, то оказывается, что бюджеты субъектов не сильно разнятся. Общий объем доходов краевого бюджета на 2017 год – 78 млн 946 342,92 тысяч рублей, причем дефицит – 3 млн 544 287,32 тыс. рублей. Выходит разница небольшая с несоразмерными территориями.

Рамзан Кадыров же воспользовался соцсетями, и в своем посте в инстаграме критически высказался относительно проекта бюджета на будущий год и на последующие годы в части финансирования республики.

«Нас не может устраивать предлагаемый Минфином РФ вариант проекта бюджета. В предыдущие годы, учитывая экономическую обстановку в стране, мы соглашались со всеми предложениями ведомства. Несмотря на исключительно тяжелую послевоенную ситуацию, бюджет Чечни был секвестирован. Мы и с этим согласились», - заявил Кадыров, подчеркнув при этом, что «во многих регионах, где и в помине не было войны, бюджеты были полностью одобрены с учетом предложений властей субъектов».

По словам Кадырова, если и дальше продолжится практика урезания бюджета, то республика не сможет развиваться, выполнить взятые на себя социальные обязательства, а также исполнить указы президента России Владимира Путина.

Сплошное недоумение

«Нас серьезно беспокоит вопрос формирования бюджета Чечни на 2017 и последующие годы. Мы с недоумением воспринимаем отдельные объяснения, что возможные сокращения касаются не только Чеченской республики, а всех субъектов России. Странно выглядят попытки применить к ЧР единые для всех регионов стандарты. До начала военных действий Чечня являлась одним из лидеров по развитию науки, промышленности и сельского хозяйства. Война полностью разрушила сотни нефтяных и машиностроительных заводов, фабрик, предприятий агропрома, тысячи больниц, школ, детсадов, сотни тысяч жилых домов. Погибли, стали инвалидами, сиротами сотни тысячи человек, более пяти тысяч пропали без вести. Без выплаты компенсации осталось 10 тысяч 807 семей, по которым приняты положительные решения госкомиссией. Чечня и ее народ не виноваты в этой трагедии. Террористы из 51 страны заехали в Чечню не через местный аэропорт или вокзал. Они пересекли госграницу Российской Федерации», – прокомментировал финансовые споры глава республики.

Ответ из Кремля пришел быстро. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, «что это же не просто тема согласия или несогласия». «Это тема аргументации, этот вопрос связан не просто с интересом одного субъекта РФ, это вопрос общего бюджета страны, достаточно сложная субстанция, где должны приниматься во внимание все аспекты, что собственно и будет происходить в Госдуме», – отметил Песков.

Трансферты не заканчиваются

Кстати, согласно данным Независимого института социальной политики (НИСП), Чечня находится в лучшем положении, чем большинство российских регионов. По данным НИСП, в первой половине текущего года в 68 российских регионах было отмечено сокращение трансфертов из федерального бюджета. При этом значимую прибавку получила, в частности, Чечня – за первое полугодие 2016 года республика получила на 14% трансфертов больше, чем в тот же период прошлого года. «Поддержка Чечни не сокращается по политическим причинам даже при дефиците федерального бюджета», – отметили авторы доклада НИСП.

При этом в июне 2015 года Рамзан Кадыров заявил о том, что Чеченская Республика в ближайшей перспективе может отказаться от дотаций и перейти на самообеспечение. По словам Кадырова, «действующая на территории Чеченской Республики модель развития экономики оправдала себя», это подчеркивалось в сообщении, размещенном на сайте главы региона 19 июня 2015 года.

Деньги будут

Позднее из Москвы пришла и другая новость, что деньги будут. По итогам обсуждения проекта бюджета с членами правительства Владимир Путин подписал перечень поручений по развитию Северного Кавказа. И одно из них касается именно увеличения бюджетного финансирования. Премьер-министр Дмитрий Медведев должен отчитаться до 15 октября 2017 года. До этого времени необходимо увеличить объем финансирования госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» начиная с параметров на 2018 год.

Надо вспомнить, что из себя представляет госпрограмма, которую намерены дополнительно увеличить. Объем финансирования с 2018 по 2025 годы составляет 274 млрд рублей, из которых по линии «территориальных» подпрограмм каждому субъекту должна перепасть одинаковая сумма — 27,3 миллиарда. В рамках этой программы сейчас в каждом субъекте строятся различные социальные объекты, например, в Чечне — это республиканская больница и четыре школы (также реконструируются сети водоотведения в Ведено). В то же время, по подпрограмме развития туркластера на Северном Кавказе (после 2020 года финансирование и так не предусмотрено) должны выделить 36,6 миллиарда. А вот, например, на создание медкластера на Кавминводах — 41,3 миллиарда. Вероятно, что речь идет именно о вложении дополнительных средств именно в эти проекты, а не в социально-экономическое развитие всего региона. Так что пока неизвестно, на какие именно цели собираются направить средства.

Когда кончится нефть

Профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, экономист Наталья Зубаревич считает, что даже передача республике 100% акций «Чеченнефтехимпрома» не решит проблему дотационности бюджета республики. «Размер консолидированного бюджета Чечни в январе-августе 2016 составил почти 44,5 миллиарда рублей. При этом, в бюджет республики поступило от предприятий в виде налога на прибыль всего 350 миллионов рублей. Это значит, что с наиболее важных предприятий налоги не поступают в местный бюджет. При этом в бюджет Чечни поступило 5,5 миллиарда рублей в виде налогов с физических лиц, а основная сумма, 35 миллиардов рублей, поступила в виде трансфертов - безвозмездных поступлений в бюджет Чечни. За последние три года доля трансфертов составляет 81-83% от поступлений в бюджет Чечни. Основные собственные поступления – подоходный налог с физических лиц, которые работают в легальном секторе. Налоги на прибыль с предприятий весьма небольшие», – подсчитывает экономист.

Зубаревич также отмечает, что потери налога на прибыль чувствительны для бюджетов развитых регионов России, однако малозначимо для бюджета Чечни, так как доля налога на прибыль в доходах бюджета республики мала. «Доходы от нефтяной отрасли Чечни, если предприятия нефтяного комплекса будут переданы на баланс республики, не смогут в полной мере компенсировать сокращение трансфертов. Ведь объем добычи является маленьким. Да, передача нефтяных активов позволит снизить дотационность, но немного. В настоящее время поступление налогов на прибыль нефтяных предприятий является копеечным, скважины выработаны. Я не сомневаюсь, что отмену дотаций Чечня не переживет. Передача активов ЧНХП на баланс республики не сильно улучшит ситуацию с дотационностью региона», – объясняет Наталья Зубаревич.

На время заморозит ситуацию

Руководитель Центра экономических стратегий, Институт экономики РАН, кандидат экономических наук, профессор Иван Стариков говорит, что ситуация с разницей в доходах самых богатых и самых бедных российских регионов достигла критического уровня. Например, в Иркутской, Псковской, Курганской областях за чертой бедности находится каждая пятая семья. В Калмыкии, Ингушетии и Туве каждый третий житель располагает доходами ниже прожиточного уровня.

«Регионов с уровнем бедности в 20 процентов и выше (от общего количества трудоспособного населения) уже десятки. При этом на помощь из федерального центра им рассчитывать не приходится. Фактически регионы переведены в режим выживания, когда властные полномочия не подкреплены необходимыми финансовыми ресурсами. Сейчас можно констатировать, что доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла в неблагополучных регионах России до опасного уровня. Не так давно по инициативе губернатора Курганской области правительству был представлен проект о бюджетном выравнивании регионов. В нем говорилось о недопустимости того, что в Российской Федерации есть регионы с уровнем бюджетной обеспеченности, - 0,66, и о том, что нужно довести уровень бюджетной обеспеченности до 0,75 и в дальнейшем выравнивать все регионы до единицы. Понятно, что эта мера будет непопулярной для регионов-доноров: 1% налога на прибыль (это будет в целом 139 млрд рублей) будут аккумулироваться в федеральном бюджете, а затем распределяться через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Однако, идея была поддержана Минфином. И вот на прошлой неделе Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал Минфин за предложение сократить бюджет республики и похоже, что ему опять пойдут навстречу», – уверен Стариков.

«Есть, безусловно, политическая составляющая, и иногда она кажется угрожающей, как в варианте с Чечней. Мы закончим год – и у нас 30 миллионов граждан России будет жить на сумму меньше 10 тысяч, меньше прожиточного минимума. Средняя российская семья 50% дохода будет тратить на еду – это показатель абсолютной бедности. То, что правительство пошло навстречу и согласилось увеличить бюджет Чечне – это на время заморозит ситуацию в отношениях с Чечней и гневом ее лидера, однако с «большой» Россией это не пройдет и к президентским выборам может привести к плохим решениям», – говорит о неутешительных прогнозах эксперт.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.