Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
1

Краснодарский транспорт подрос на три рубля

В кубанской столице началось увеличение тарифов на проезд в городском общественном транспорте. В минувшее воскресенье до 23 рублей увеличилась стоимость билетов в краснодарских автобусах. А уже через две недели – с 1 января – такую же сумму придется платить за разовый проезд в трамвае или троллейбусе. В том, насколько обосновано повышение цены билетов и можно ли без этого обойтись, решила разобраться редакция РИА «ФедералПресс».

«Тариф будет единым для всех видов общественного транспорта. Увеличение тарифа также позволит сэкономить бюджетные средства, которые в виде дотаций направляются на возмещение межтарифной разницы перевозчикам. Новый тариф для коммерческих перевозчиков и МУП «КТТУ» утвержден постановлениями администрации Краснодара», – так официально о повышении сообщает пресс-служба мэрии города. При этом изменение тарифа касается только городских маршрутов – на пригородных направлениях тариф за проезд остается прежним. Сейчас, по данным департамента транспорта Краснодара, пассажиров обслуживают 18 перевозчиков, которые ходят по 91-му городскому маршруту.

«Повышение цен на проезд в транспорте – вынужденная мера, продиктованная инфляцией и ростом тарифов естественных монополий», – считает экономист Евгений Змиев. Эксперт отмечает, что муниципальные транспортные компании фактически являются заложниками естественных монополий. И без заморозки их тарифов заморозка цен на билеты приведет к банкротствам транспортников.

«Кроме того, не стоит забывать, что в цену включен определенный пассажиропоток, в том числе на незаполняемых маршрутах. Ведь чем меньше людей ездит на конкретных автобусах и трамваях, тем чаще приходится повышать стоимость билетов, – добавляет Змиев. По словам эксперта, для решения данной проблемы необходимо стимулировать людей пересаживаться с частного транспорта на общественный (в том числе, по средствам получения синергетического эффекта от развития пригородного транспорта).

«Стоит отметить, что по заявлениям властей в данный тариф не входит инвестиционная составляющая (направленная на обновление подвижного состава), – акцентирует Евгений Змиев. – И с этой стороны он не является достаточным. При этом экономия на убыточных маршрутах является вопросам социальной политики властей города. Ведь живущим на окраинах людям нужно как-то передвигаться».

Экономист добавил, что для того, чтобы выявить пути сокращения издержек и предложить гибкую политику по оптимизации работы городского транспорта (включая вопрос тарифообразования), необходимо провести финансово-экономический аудит краснодарского городского транспорта. «Муниципальные власти должны, прежде всего, заботится о социально-инфраструктурном аспекте транспорта, который в целом обеспечивает работу города, как социальной системы. И только во вторую очередь должны рассматривать хозяйственный субъект транспорта как бизнеса (который должен быть безубыточным или даже рентабельным). Впрочем, городским властям в идеале нужно найти баланс между этими двумя аспектами, чтобы общественный транспорт был доступен и мог развиваться», – комментирует Евгений Змиев.

Ничего плохого в повышение тарифов на проезд в транспорте не видит и известный краснодарский блогер Ольга Чемерская (Станина). «Я не против повышения цен, если благодаря им транспорт будет ходит регулярно, а его салоны будут чистыми и комфортными. Если те три рубля, на которые вырос проезд, пойдут на улучшение транспорта и покупку новых вагонов, я буду только за. Вопрос лишь в том, пойдет ли взымаемая с нас плата за проезд на реальные нужды транспортного предприятия? Ответ здесь не очевиден. Как не очевиден ответ и на вопрос, почему повышая стоимость на билеты, власти не борются с пробками (например, с помощью выделенных полос)?» – недоумевает Станина.

Напомним, что в Краснодаре стоимость билетов на проезд повышается уже второй год подряд. Так, в октябре 2015 года на тот момент директор департамента транспорта горадминистрации Евгений Калиоропуло пообещал увеличить стоимость проезда с 17 до 21 или двух рублей. Впрочем, после волны возмущений в социальных сетях городские власти решили уменьшить стоимость до нынешних 20 рублей. До этого повышение стоимости проезда в трамваях и троллейбусах произошло в мае 2014 года – цена одной поездки в городских автобусах, трамваях и троллейбусах выросла до 17 рублей. При этом, за пять лет проезд в автобусах и городском и электротранспорте подорожал в два раза.

Отметим также, что в течение всего этого времени городские власти признавали, что повышение тарифа – мера непопулярная, но вынужденная и необходимая. По их словам рост цен на проезд должен был «в значительной степени компенсировать убытки краснодарского трамвайно-троллейбусного управления (КТТУ), связанные с сопоставимым ростом затрат на электроэнергию, дизельное топливо, запасные части, расходов на поддержание трамвайных путей и контактной сети в нормативном состоянии» (фрагмент из выступления Евгения Калиоропуло в 2015 году – прим. ред.).

Впрочем, краснодарское трамвайно-троллейбусное управление на протяжение продолжительного времени постоянно испытывает проблемы с финансами. В этом году финансовые неурядицы привели к громким скандалам с увольнением ряда работников КТТУ. А в апреле стало известно, что в Краснодаре против директора МУП «КТТУ» Алексея Князева возбуждено уголовное дело. По версии следствия, директор с декабря 2014 года по декабрь 2015 года удерживал с работников организации налог на доходы физических лиц, но не перечислял в бюджет суммы налоговых вычетов. Таким образом, он не исполнил обязанности налогового агента и не перечислил в бюджет более 108 миллионов рублей, подлежащих уплате. Однако данное дело было закрыто после погашения задолженности. В том же месяце также стало известно о возбуждении уголовных дел за невыплату налогов в отношении двоих экс-директоров предприятия. Эти уголовные дела тоже были закрыты в связи с выплатой долга.

Впрочем, в этом году кубанские транспортники радовали жителей и позитивными новостями. Так, в Краснодаре на маршрут вышли приобретенные трехсекционные трамвай «Витязь» и «Метелица». Кроме того, весной городские власти пообещали, что в Краснодаре появится предприятие, где рабочие сами будут собирать трехсекционные трамваи из заводских деталей производителей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.