Бизнесмен Дмитрий Герасименко, которого в России подозревают в нескольких преступлениях, связанных с деятельностью металлургического предприятия «Красный Октябрь» в Волгограде, тайно покинул Кипр, где был задержан в середине декабря прошлого года по представлению Генпрокуратуры. Дмитрий Герасименко покинул Кипр без паспорта, его местонахождение сейчас никому неизвестно. Как ему это удалось – узнал «ФедералПресс».
Главное следственное управление МВД подозревает Дмитрия Герасименко в растрате кредита в 65 млн долларов, а их волгоградские коллеги проверяют причастность бывшего топ-менеджера к незаконному выводу активов на 6,2 млрд рублей в ходе процедуры банкротства завода «Красный Октябрь» (ВМЗ, на его базе создан одноименный комбинат, единоличным владельцем которого является сам Герасименко). В рамках расследования обоих дел Герасименко заочно арестован российскими судами.
Арестован Дмитрий Герасименко (владеющий также баскетбольными клубами «Канту» (Италия) и «Красный Октябрь» (сейчас «Волгоград») был 15 декабря в аэропорту столицы Кипра Ларнаки по санкции Интерпола. Но 27 декабря суд приостановил процедуру экстрадиции, поскольку российские власти отменили ордер на арест Герасименко по обвинению в хищении, по которому он первоначально был арестован. Ему были выдвинуты новые обвинения в краже путем мошенничества, но они не были включены в ордер от 29 ноября, что вынудило прокуратуру отменить процедуру экстрадиции. После этого, пишет газета Cyprus Weekly, Герасименко был исключен из стоп-листа и ему предложили вернуть его паспорт и ранее уплаченный залог в 150 тыс. евро. Однако вместо этого бизнесмен исчез, не забирая паспорта. По сообщению кипрских СМИ, он мог перебраться на северную часть острова, где располагается непризнанная турецко-говорящая республика. Некоторые источники уверяют, что Герасименко уже видели в Италии, где он постоянно проживает около двух лет.
Напомним, в августе прошлого года Герасименко был заочно арестован Тверским райсудом Москвы по ходатайству ГСУ МВД в рамках расследования уголовного дела по ст. 160 УК РФ (растрата). По мнению следствия, бизнесмен мог быть причастен к хищению кредита на сумму 65 млн долларов, который ВТБ выдал в 2007 году ЗАО «Русспецсталь» на пополнение оборотных средств ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (похищены средства, согласно материалам дела, не позднее 2009 года). ВМЗ впоследствии был обанкрочен, а подавляющая часть активов через торги и оспариваемые сейчас сделки отошли к АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (ВМК), владеет которым швейцарская Red October International, единственный акционер – Дмитрий Герасименко.
После освобождения под залог Герасименко так прокомментировал свое задержание: «В аэропорту я сам подошел к сотрудникам полиции и пояснил, что нахожусь в розыске Интерпола. Я приехал на Кипр осознанно, чтобы присутствовать на разбирательстве в стране, где можно защищаться по английскому праву». Ранее он также пояснял, что уверен в том, что ему удастся доказать невиновность, поскольку кредит ВТБ был похищен до того, как сам господин Герасименко начал участвовать в управлении предприятием. Кроме того через СМИ он заявлял, что за его уголовным преследованием может стоять гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олег Сиенко, который хотел получить контроль над «Красным Октябрем», что в УВЗ опровергают.
Заявления Герасименко о готовности к защите выглядели бы убедительными, если бы не его последующее исчезновение. Кипр, хотя его законодательство фактически соответствует британскому, в отличие от Англии неоднократно экстрадировал обвиняемых в разные страны, в том числе и в Россию. «В принципе, если процедура экстрадиции приостановлена по той причине, что отменен ордер на арест, то не так важно, что гражданин, в отношении которого была возбуждена процедура экстрадиции, нарушил введенные судом ограничения, – рассуждает партнер юридической компании Westside Advisors Сергей Водолагин. – Ведь, по сути, отпало само формальное основание для каких-либо ограничений в его передвижении».
Вместе с тем, условия залога Герасименко все-таки нарушил – он сам в интервью СМИ заявлял, что был обязан не покидать территорию Кипра. Интересно, что именно в британском правосудии подобные эксцессы могут крайне неприятными для нарушителей. В феврале прошлого года известный российский банкир Сергей Пугачев был осужден Высоким судом Лондона на два года за неуважение к суду. Одним из пунктов обвинения был незаконный выезд из страны.
Одновременно в Волгограде ГСУ ГУ МВД по региону расследует уголовного дело по ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями), фигурантом которого помимо Герасименко являются бывшие конкурсные управляющие ВМЗ Алексей Тарасов и Павел Пименов. В полиции считают, что в 2012-2014 годах исполнительный директор ВМЗ Дмитрий Герасименко и конкурсные управляющие завода Алексей Тарасов и Павел Пименов вместе с пока не установленными сообщниками совершали различные противоправные действия. Их результатом стало отчуждение значительной части имущества ВМЗ в пользу структур, контролируемых Герасименко.
В августе 2011 года кредиторы ВМЗ для восстановления платежеспособности предприятия утвердили план внешнего управления, предусматривающий замещение активов путем учреждения ОАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» и ОАО «Волгоградметаллобработка», внеся в их уставный капитал имущество ВМЗ – 153 объекта балансовой стоимостью 6,024 млрд рублей и восемь объектов на 202,1 млн рублей. В октябре 2011 года исполнительным директором ВМЗ стал Дмитрий Герасименко, а в марте 2012-го собрание кредиторов отказалось от замещения активов и решило ликвидировать оба созданных общества. 10 октября 2012 года Арбитражный суд Волгоградской области признал ВМЗ банкротом и назначил конкурсным управляющим Алексея Тарасова. Последний, по версии областного ГСУ, вступил с Дмитрием Герасименко в преступный сговор – они преднамеренно не приняли меры по возврату имущества в ВМЗ. В августе 2013 года, считают следователи, «неустановленные лица из числа комитета кредиторов ВМЗ, действующие совместно с Алексеем Тарасовым и Дмитрием Герасименко» приняли решение о новом замещении активов, учредив ОАО «Волгоградский механический завод «Красный Октябрь» и ОАО «Волгоградское металлургическое объединение», – на 4,874 млрд рублей и 681,94 млн рублей, соответственно. В начале 2014 года Тарасов, «продолжая злоупотреблять полномочиями», через подконтрольное Дмитрию Герасименко ООО «Арконторг» провел торги по продаже имущества ВМЗ. В октябре того же года новый конкурсный управляющий ВМЗ Павел Пименов продал на торгах 100 % акций «Волгоградского металлургического объединения» – их за 62 млн рублей приобрел ВМК.
В ГУ МВД по Волгоградской области сообщили, что предварительное следствие по этому делу еще продолжается, а раскрытие подробностей «могут воспрепятствовать установлению истины». «По окончании расследования общественность и СМИ будут проинформированы», – сообщил представитель главка. Центральный районный суда Волгограда заключил Тарасова и Пименова под стражу до февраля 2017 года. Тем же судом 21 ноября прошлого года заочно арестован и Дмитрий Герасименко. Свою позицию по этому делу Дмитрий Герасименко или его представители пока не озвучили.
По информации источников РИА «ФедералПресс», близких к ВМК, ситуация с «побегом» хозяина вызывает нервозность в коллективе. В начале января исполнительный директор Вадим Лейбензон лично обходил цеха и объяснял, что «все будет хорошо, зарплата будет вовремя». «Это первый его такой визит за последние годы», – сказал сотрудник меткомбината. Добавим, что 30 августа 2016 года по заявлению «Альфа-Банка» Арбитражный суд Волгоградской области запустил в отношении комбината «Красный Октябрь» процедуру банкротства. Всего за день до этого арбитраж Москвы взыскал с ВМК и его поручителя АО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» в пользу «Альфа-Банка» около 21,4 млн евро долга по кредиту, в том числе 18,1 млн евро основного долга. А 6 сентября волгоградский арбитраж ввел в отношении комбината процедуру наблюдения и назначил временного управляющего.