В начале февраля президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня губернатор Челябинской области Борис Дубровский собрал глав территорий, чтобы выяснить, как обстоят дела в муниципалитетах. Выяснилось, что несмотря на рост господдержки, очередь сокращается медленно. В этом вопросе, как отметила министр Татьяна Никитина, многое зависит от глав. По мнению журналиста информагентства, некоторые главы предпочитают добросовестно выполнять свои обязанности. Другие же не могут спокойно пройти мимо выделенных бюджетных средств. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На днях глава государства Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о возможности предоставления жилья по выбранному ими месту жительства и упрощения процедуры закупки помещений у граждан на вторичном рынке. В июле правительству предстоит создать информационную систему с перечнем детей, определить результативные показатели и внести необходимые поправки в законодательство.
Впрочем, с этими изменениями чиновникам только предстоит столкнуться, а пока с отчетом за 2016 год выступила глава минсоца Татьяна Никитина. Несмотря на периодически всплывающие в СМИ и выявляемые Общероссийским народным фронтом случаи предоставления сиротам непригодного жилья, министр считает, что в регионе такой проблемы нет. Это лишь единичные случаи.
«В СМИ проходит информация, касающаяся вторичного рынка, либо реконструкции. Как правило, с новостройками проблем не возникает, – рассказала «ФедералПресс» Татьяна Никитина. – Были проблемы в Кунашакском районе, когда там жилье было реконструировано и не соответствовало требованиям. Там приняты соответствующие решения надзорных органов. Еще несколько случаев освещается в СМИ, качество этого жилья оценивают соответствующие органы». По словам министра, контроль качества жилья передан муниципалитетам. В свою очередь минсоц рекомендовал включить в комиссию по покупке жилых помещений социальных работников, чтобы соблюдать интересы детей-сирот. Она отметила, что помимо негативных новостей, существует много примеров хорошего жилья в том же Пласте или Чебаркульском районе.
Один из последних выявленных ОНФ случаев предоставления сиротам некачественного жилья произошёл в Верхнеуральске и Чесме. Так, в Верхнеуральске, на Цветочной, 33 местный предприниматель на земле, выданной под ИЖС, построил дом на четыре квартиры и продал его муниципалитету. В дом заселили сирот. За каждую из четырех квартир администрация района заплатила застройщику по 900 тысяч рублей. Еще один дом на Южной, 40, так же как и строение на Цветочной, стоит на трубах без фундамента, канализация сделана с нарушениями, в квартирах холодно, подоконники «текут», а обои отходят от стен. «Зимой у нас перегорел автомат на чердаке, дом полностью остался без отопления, воды и электричества. Пришлось в 30-ти градусный мороз собирать вещи ребенку и уезжать», – рассказала одному из федеральных телеканалов жительница Верхнеуральска, сирота Татьяна Иванова.
«Не создано ни одно условие для качественного проживания, начиная от банального вывоза твердых бытовых отходов до отопления, – рассказал руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Антон Неверов. – Жильцы рассказали, что за зиму у них несколько раз перегорал электроавтомат. Люди просто вынуждены покидать жилье, которое им предоставила местная администрация в социальный наем. Дети-сироты обращаются со своими проблемами в администрацию, она их посылает для устранения гарантийных обязательств к застройщику, тот вновь отправляет граждан к чиновникам». В свою очередь представители местной администрации в очередной раз пообещали вызвать подрядчика, чтобы «посмотреть, что можно сделать».
В Чесме на улице Южной для детей-сирот построили отдельный микрорайон. Однако из-за холода и сырости в квартирах живут немногие. Эксперты ОНФ нашли в доме неправильно сделанную теплоизоляцию, трещины в фасаде и плесень внутри помещения.
В декабре прошлого года аналогичная ситуация произошла в Карталах, где хозпостройки превратили в жилые дома. Жительница одной из таких квартир Екатерина Водопьянова написала в соцсетях о том, что в домах нет газа, все работает от электричества, летом воды практически нет, а зимой из двух кранов течет кипяток. При этом за однокомнатную квартиру в месяц она платит пять тысяч рублей. «Вентиляции и дымохода нет, стены между квартирами представляют собой два листа тонкого гипсокартона с пенопластом между ними. Естественно, слышимость отличная. Сейчас у соседки разлом в стене – треснул пеноблок, – рассказала Водопьянова. – У меня в квартире стена поехала. Страшно там жить. Дому второй год пошел, он просел так, что окна скоро на земле будут, вставлены они неправильно, крыши половины нет. У подруги в соседнем доме, построенном в станции техобслуживания, дети спят под двумя одеялами и мерзнут. Но жалуются только три человека, так как остальные боятся, что их выселят, дома снесут, а новые квартиры они неизвестно когда получат».
По данным Генпрокуратуры РФ, в 2013-2014 годах чиновники районной администрации приняли решение об изменении статуса двух индивидуальных жилых домов, построенных на участках, предназначенных для ведения подсобного хозяйства. Благодаря этому решению, дома стали жилыми помещениями, в которых купили 14 квартир на сумму свыше 10,1 млн рублей. Помещения предназначались для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Контролирующие органы установили, что дома не соответствуют требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. По требованию прокурора Челябинской области Александра Кондратьева было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Один их самых громких скандалов с жильем для детей-сирот случился в Кунашакском районе. Бывшая замглавы района Диана Ибрагимова уже осуждена за махинации с жильем. Она признана виновной в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями с помощью родственника, купив для сироты квартиру по завышенной цене. Ибрагимова признала вину, возместила ущерб и получила условный срок. Теперь перед судом предстанет ее коллега, бывший руководитель управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского района Рустам Сатыбалдин. В 2014 году он купил в районном центре аварийный дом для детей-сирот за 878 тысяч рублей. В помещении не было ни воды, ни канализации, ни дверей, ни ванной с туалетом. Сделка была признана незаконной, и средства возвращены в бюджет.
По словам министра Татьяны Никитиной, в вопросе обеспечения детей-сирот жильем многое зависит от глав. «В области уже два года создана ситуация, когда все зависит непосредственно от глав. Первоначально средства распределяем пропорционально численности, а дальше работаем по заявкам. Кто хочет, тот показывает результат, сокращает очереди, решает проблемы», – пояснила она. Несмотря на увеличившиеся суммы господдержки, лишь в 15 муниципалитетах наметилась положительная динамика. К примеру, в Троицке, очередь сократилась на 14 %, в Златоусте – на 16 %, в Верхнем Уфалее – на 18 %, в Карталинском – на 35 %. В остальных муниципалитетах очередь либо растет, либо остается на прежнем уровне.
Борис Дубровский поинтересовался у глав муниципалитетов, почему они не хотят сокращать очереди, но все молчали и на призыв главы региона поднять руку не отозвались.Тогда он переформулировал вопрос: «Почему не можете? Подходящих помещений нет?». Один из глав все же осмелился вступить в диалог с губернатором, правда сразу сказал, что проблемы обеспечения детей-сирот жильем местные власти решили. Однако рынок жилья очень узкий, и он предлагает строить дома, к примеру, в соседнем Пласте. По словам Татьяны Никитиной, это нормальная практика, которая используется в других муниципалитетах.
«Те средства, которые выделяются на покупку жилья для детей-сирот нельзя использовать на другие цели, – заявил губернатор перед закрытой частью совещания. Но мы видим какие-то попытки их перераспределить». Далее совещание с главами проходило в закрытом режиме и судя по звукам, доносящихся из-за массивной двери зала заседаний, губернатор общался с подчиненными на повышенных тонах.
По словам Никитиной, очередь в муниципалитетах неравномерная, примерно 14 тысяч южноуральских детей-сирот не имеют собственного жилья. В предыдущие годы очередь формировалась плавно, но в 2015 году в очередь встали более тысячи детей. Те средства, которые выделялись, не позволили справиться с таким скачком. «Но по итогам прошлого года у нас впервые наметилась тенденция по снижению очередности в некоторых территориях, – заявила она. – Как правило в сентябре мы анализируем освоение средств и перераспределяем средства тем муниципалитетам, которые готовы их до конца года отработать. Наши проекты интересны застройщикам, поскольку здесь реальные финансовые средства. Когда в муниципалитете идет строительство, глава может решать проблемы в комплексе – предоставление жилья бюджетникам или переселения из ветхо аварийного жилья».
Справка «ФедералПресс»:
В 2016 году на обеспечение жилыми помещениями из средств областного и федерального бюджета выделено 462,3 млн рублей. В июне прошлого года по решению Бориса Дубровского выделены дополнительные 210,8 миллионов из облбюджета. Общий объем финансирования составил 673 млн. В течение прошлого года муниципалитеты освоили 619 млн или 92 % средств. Средства федерального бюджета были освоены в полном объеме. Остаток средств составил 54 млн, наибольшая сумма остатка сформировалась в Челябинске, Аргаяшском и Нязепетровском районах. В Челябинске подрядчик не выполнил заявленный объем работ, в итоге сформировался остаток в 10 миллионов. В районах процедуры покупки жилья для сирот не состоялись. Еще 33 муниципалитетам удалось сэкономить 2,7 млн рублей в ходе торгов.
На выделенные средства планировалось купить 765 жилых помещений, по итогам года закуплено 816 помещений, в том числе 665 в готовых домах и 151 в стадии строительства (Челябинск и Копейск), срок сдачи которых запланирован на 2017 год. В среднем очередь сократилась на 20 %. На 1 января 2017 года право на получение жилых помещений имеют 3395 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2017 году предусмотрено 526 млн рублей (139 – средства федерального бюджета), это почти на 14 % больше первоначального объема средств 2016 года. На выделенные деньги планируется купить 568 жилых помещений.
Фото с сайта Chelyabinsk.ru