Законодательное собрание Севастополя 28 февраля в первом чтении утвердило прогнозный план приватизации государственного имущества. У депутатов к документу претензий много, но основные опасения связаны с тем, что ГУПы перейдут в частные руки. Но в правительстве поясняют, что подавляющее большинство госпредприятий города убыточны, так что на данном этапе речь идет не о приватизации, а о преобразовании в хозяйственные общества. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Севастопольские депутаты утвердили проект прогнозного плана приватизации до 2019 года, однако с оговоркой: перед вторым чтением он будет изменен. К первоначальной редакции, предложенной городским правительством, приложен список из 21 государственного унитарного предприятия.
«Никакой передачи госимущества в частные руки не предполагается», – говорит замгубернатора Илья Пономарев, делая акцент на том, что реорганизовать ГУПы в хозяйственные общества должны все регионы в срок до 1 января 2018 года. После анализа эффективности работы 43 ГУПов разработчики законопроекта условно разделили их на три группы: часть предложили реорганизовать в ГБУ, убыточные подлежат ликвидации, а те, которые работают на открытом рынке – реорганизовать в форму хозяйственных обществ. Поскольку, по мнению правительства, государственная форма мешает им быть конкурентоспособными в сравнении с коммерческими игроками. Последних в правительстве насчитали 21 и внесли в прогнозный план приватизации.
«Речь не идет об отчуждении государственной собственности. Задачи, предусмотренные данным законопроектом, – исключительно преобразование ГУПов в хозяйственные общества», – сказал вице-губернатор Илья Пономарев.
По его словам, руководство ГУПов сейчас единолично принимает управленческие решения, а поскольку правительство не вправе вмешиваться, на практике выходит, что широкие полномочия директоров унитарных предприятий приводят к махинациям, созданию «фирм-спутников», долгам по зарплате.
«Из 21 предприятия, предлагаемого к включению в прогнозный план приватизации, деятельность 14 ГУПов носит убыточный характер, 5 низко рентабельны, и лишь 2 показывают результаты, сопоставимые с параметрами работы аналогичных организаций в коммерческом секторе. Общей убыток государственных унитарных предприятий за 2015–2016 годы превысил 93 млн рублей», – сказал вице-губернатор Илья Пономарев.
В планах – акционирование госпредприятий
Согласно прогнозному плану приватизации, в 2017 году восемь государственных предприятий будут реорганизованы путем акционирования в хозяйственные общества. Среди них «Аэропорт Севастополь», «Благоустройство города «Севастополь», «Городской автозаправочный комплекс», «Севастополь Телеком», «Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе, «Севастопольский центр землеустройства и геодезии», «Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов»», «ЦКБ «Черноморец». В 2018 году планируется преобразовать «Агропромышленное объединение», «Садовод», «Севастопольский винодельческий завод» и «Садовод» и ГУП «Союзпечать».
Кроме всего, в плане приватизации – девять управляющих компаний и Государственное унитарное предприятие «Пансионаты Севастополя».
«Преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества будет способствовать привлечению инвестиций, ориентированных на развитие создаваемых в процессе приватизации хозяйственных обществ, что положительно отразится на структурных изменениях в соответствующих отраслях и экономике города Севастополя в целом», – сказал вице-губернатор Илья Пономарев.
Список надо сокращать
В ходе обсуждения законопроекта депутаты предложили исключить из списка значительную часть ГУПов, и внести в план на 2017 год «только те объекты, приватизация которых не терпит отлагательств». Народные избранники упрекнули правительство в том, что в программе нет сведений о начальной цене имущества. В правительстве заверили: в ходе реорганизационных процедур состав имущества будет определен. Депутаты указали и на то, что некоторые ГУПы, в частности «Пансионаты Севастополя», приватизировать нельзя, поскольку в их состав входят детские лагеря. «Детские оздоровительные лагеря не войдут», – парировал Пономарев.
«Правительство вносит довольно противоречивый документ, в результате которого город может потерять десятки гектаров земли и объектов недвижимости. В соответствии с 45 законом, утвердив прогнозный план приватизации, законодательное собрание фактически дает согласие на отчуждение городского имущества. Уважаемые коллеги, скажите честно, Вы готовы принять столь ответственное решение, не имея данных о рентабельности предприятий, планируемых доходах от приватизации? И, если завтра эти объекты будут проданы по бросовым ценам, севастопольцы спросят с нас, а мы не видели не единого обоснования. Нам просто предлагают поднять руку, сделав это, мы уже будем не нужны, а как нам объяснить севастопольцам, если нас самих пытаются использовать втемную? Разумеется, по отдельным ГУПам, таким как Аэропорт, Севморзавод, надо принимать безотлагательные решения, поскольку город не потянет инвестиции. Но трудно понять, почему город должен отказаться от рынков, аптечной сети, пансионатов, заправочных комплексов», – считает депутат Сергей Кажанов.
«Профильный комитет по городскому хозяйству законодательного собрания четыре раза рассматривал проект закона и постоянно указывал на одни и те же замечания, предлагая доработать законопроект», – напомнил депутат Илья Журавлев. Однако, по его словам, после того, как 13 февраля депутаты получили дополнительные документы из правительства, комитет по городскому хозяйству решил рекомендовать принять документ в первом чтении. «Однако все еще остаются замечания правового, лингвистического и юридически-технического характера, которые следует устранить», – уточнил Журавлев.
Его поддержал председатель постоянной комиссии по бюджету заксобрания Вячеслав Аксенов: «Ряд ГУПов находится в очень сложном положении – они несут убытки, поскольку они ограничены в своих конкурентных возможностях, их реорганизация даст возможность повысить оперативность принятия решений, при этом жесткость контроля со стороны собственника может быть сохранена такая же, как есть сейчас у государства. Аксенов добавил, что замечания есть и они обоснованные, но не являются достаточным основанием для того, чтобы не принимать законопроект вообще. «Нужно будет между первым и вторым чтением его доработать», – подытожил Аксенов.
КСП и прокуратура предлагают доработку
Согласно заключения контрольно-счетной палаты Севастополя, у законопроекта нет обоснований и расчетов ожидаемых доходов от приватизации, а также затрат на подготовку и проведение приватизации – это не позволяет определить целесообразность и эффективность приватизации ГУПов. По словам помощника прокурора города Севастополя по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти и органами местного самоуправления Сергея Неудахина, у прокуратуры было отрицательное заключение на этот законопроект.
«В наших замечаниях больше вопросов о целесообразности принятия решения. По нашему мнению, принятие программы приватизации в таком виде многие вопросы отдает на откуп исполнителям. Как бы то ни было, акционирование предприятия предполагает убытие из государственной собственности, а значит, различные махинации с этим имуществом будут облегчены. Наша позиция заключается в необходимости более детальной проработки перечня имущества», – сказал помощник прокурора.
После рекомендаций юридической службы, которая также рекомендовала депутатам устранить замечания между первым и вторым чтением, «За» принятие законопроекта в первом чтении проголосовало 16 народных избранников, двое выступили против, три депутата воздержались от голосования.
Поправки к прогнозному плану приватизации принимаются до 18 марта 2017 года.