Наконец-то дело первого секретаря волгоградского обкома КПРФ Николая Паршина передано в суд. Защита обвиняемого в мошенничестве экс-депутата Госдумы пытается обжаловать это решение, утверждая, что прокуратура нарушила УПК. При этом местонахождение Паршина неизвестно, а у обкома уже есть временный и.о. руководителя. Как удалось узнать «ФедералПресс», в партии не планируют ставить вопрос о смещении Паршина до майского съезда. В волгоградском обкоме сообщили, что их лидеру верят и коммунисты на местах, и в ЦК в Москве, где считают, что Паршин остается «наиболее подготовленным руководителем» в региональной парторганизации. Эксперты отмечают, что затягивание вопроса внутри партийных структур связано с переделом в верхах КПРФ, а волгоградский обком давно упустил возможность с честью выйти из истории с уголовным преследованием своего лидера.
Прокуратура Волгоградской области направила в суд города Волжского уголовное дело в отношении первого секретаря волгоградского обкома КПРФ экс-депутата Госдумы Николая Паршина. Политику инкриминируют мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, Николай Паршин, будучи депутатом Волгоградской областной думы, организовал и помог осуществить мошенническую схему, в результате которой бюджету региона и Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области был нанесен ущерб в размере 25 млн рублей. В 2008 году администрация этого района (на тот момент ее возглавлял член КПРФ Сергей Тихонов) продала за 250 тыс. рублей заброшенное здание школы и земельный участок в поселке Рахинка. После этого, по версии следствия, Тихонов вместе с Паршиным, директором компании, купившей здание, Сергеем Чекунковым и начальником управления финансов администрации Волжского Андреем Уварововым (также коммунист) решили похитить бюджетные средства. В октябре 2012 года школа была включена в областную целевую программу и выкуплена обратно, но уже за 25 млн рублей (из них 2,5 млн рублей были выделены из бюджета района).
В СУ СКР по Волгоградской области уверены, что Николай Паршин активно поддержал идею покупки школы, «используя свой авторитет и полномочия депутата областной думы», обратился к тогдашнему губернатору Анатолию Бровко с просьбой рассмотреть вопрос о выделении из областного бюджета ассигнований на покупку, а также вместе с Сергеем Тихоновым, настаивал на скорейшем проведении этой сделки. По мнению самого Николая Паршина, последнее утверждение является домыслом. «Я голосовал против бюджета и всю фракцию нашу призвал, в котором утверждалась эта программа. Это проверяется», – говорил ранее Паршин.
По данным следствия, после перечисления денег на счет коммерческой компании, деньги были обналичены и распределены между обвиняемыми. «В результате этой преступной схемы Николай Паршин получил 11 млн рублей, Сергей Тихонов – 3,3 млн рублей, оставшиеся 10,7 млн рублей были поделены между Сергеем Чекунковым и Андреем Уваровым», – заявили в СУ СКР по региону.
Активные же следственные действия начались в апреле 2014 года, когда Николай Паршин, на тот момент уже депутат Госдумы РФ, заявил, что может участвовать в выборах губернатора Волгоградской области, назначенных на сентябрь. В июле того же года коллеги по Госдуме сняли с Паршина депутатскую неприкосновенность, а в октябре того же года ему предъявили обвинение.
1 марта 2017 года генпрокуратура распространила сообщение, что «несмотря на ряд принятых мер», Николай Паршин так и не явился в надзорное ведомство для получения копии обвинительного заключения. 29 томов материалов уголовного дела были направлены в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения в июне 2016 года. Уголовное дело направлено прокуратурой региона в Волжский городской суд. Отметим, что остальные фигуранты дела еще в 2014-15 годах получили обвинительные приговоры. Тихонов и Чекунков получили по два года колонии общего режима, а Андрей Уваров – три года условно.
Паршин неоднократно называл обвинения в свой адрес «надуманными и политически мотивированными». Отметим, что эти обвинения в адрес Паршина, по словам его представителей, полностью основаны на показаниях уже осужденных, которых следствие считает «подельниками», а сам Паршин говорит, что в их неблаговидных делах не участвовал, отмечая, что стал фигурантом дела уже после того, как остальные стали сотрудничать со следствием.
Где сейчас находится Николай Паршин, неизвестно. Все четыре мобильных телефона экс-депутата выключены. В волгоградском обкоме КПРФ он продолжает занимать должность первого секретаря, однако партийцы расходятся в сведениях о его действующей роли в организации. Так, два члена бюро обкома сообщили, что общались с Паршиным последний раз в середине февраля. Однако это опровергает секретарь по оргработе и общественной деятельности Андрей Шевченко, заявивший корреспонденту «ФедералПресс», что «находится на связи каждый день». «И со мной и с другими секретарями общается, дает распоряжения, управляет партийной организацией», – рассказал он. При этом Шевченко отказался пояснить каким каналом связи он пользуется при общении с партлидером, которого не может найти генпрокуратура, а также пояснить по каким темам поступают «распоряжения». Отметим, самого Андрея Шевченко в обкоме неофициально называют исполняющим обязанности секретаря, однако он это опровергает. «Никто меня не назначал даже вторым секретарем, я не уполномочен», – сказал партийный функционер.
В обкоме пояснили, что вопрос о сложении полномочий Паршина не ставится. Это подтвердил и руководитель фракции КПФР в областной думе Алексей Буров, заявивший, что посетил пять районных конференций и только на одной из них было выдвинуто требование выяснить у обкома, где находится первый секретарь. «Из 31 делегата за это проголосовало только десять человек. Позиция, наверное, такая, она не может быть другой. Все убеждены, что Паршин наш товарищ, он попал в беду. В Москве, по моей информации, такая же позиция. Что у нас в организации вряд ли кто-то сможет быть лучше, что он все-таки действительно способный и подготовленный руководитель парторганизации», – пояснил депутат Буров.
По информации «ФедералПресс», в ЦК КПРФ дано негласно указание, «не поднимать вопрос» до майской партконференции. До нее – 22 апреля – состоится конференция обкома, которая будет отчетной, но не выборной. Вместе с тем, вопрос о сложении полномочий может поставить и пленум обкома, который также соберется в те же сроки.
Политолог, заместитель директора по научной работе Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин убежден, что «шанс выйти с хорошим лицом из ситуации КПРФ давно упустила». «Любое решение теперь будет удар либо по авторитету Зюганова внутри, либо по авторитету в глазах избирателей – все упирается в съезд потому, что, предположу, что Зюганов завершает переговоры о передаче партии новому лидеру, и чтобы не случилось эксцессов, ему нужно, чтобы все участники съезда проголосовали «нормально», – продолжает Сайгин.
«Если бы «сдали» Паршина, то это могло спровоцировать даже бунт первых секретарей. И они могли бы проголосовать несколько не так как нужно Зюганову. На мой взгляд, ситуация, когда партия чрезмерно защищает своих проштрафившихся членов, ни к чему хорошему не приводит. Пример Дениса Вороненкова, которого КПРФ поддержала несмотря на претензии правоохранителей, и теперь мы видим, что он сбежал на Украину. Надеюсь, что уровень патриотизма Николая Алексеевича Паршина выше, и он не пополнит ряды предателей Родины», – заключил Сайгин.
Отметим, что в обкоме привели заявление адвоката Николая Паршина, но не стали его детализировать. «Передача дела из прокуратуры в суд была произведена с нарушениями уголовно-процессуального кодекса, адвокат Максим Давыдов подал ходатайство о возврате этого уголовного дела», – сообщил официальный представитель обкома. «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.