Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
1

«Нас подстегивала конкуренция». Электроэнергетика просит меньше госрегулирования

В Госдуме состоялись парламентские слушания «Об итогах реформирования электроэнергетики», в которых приняли участие представители профильных министерств, парламентарии, представители энергокомпаний, региональных властей, научных и экспертных организаций. В поиске консенсуса в оценке достигнутых результатов были заслушаны зачастую диаметрально противоположные мнения, однако в одном участники были практически единодушны: отрасль нуждается в дальнейшем движении вперед, и главный вопрос сегодня – в качестве и объемах госрегулирования. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

Сейчас уже нет особого желания вспоминать, что на заре реформ электроэнергетики проблемы отрасли накапливались как снежный ком, грозя обвалить страну в хаос блэкаутов и веерных отключений. В тот период не только воровали провода с обесточенных ЛЭП и цветмет из трансформаторных подстанций, но были и ЧП на грани техногенных катастроф. В частности, директор одной из АЭС, расположенной не так далеко от Москвы, в ответ на неплатежи и многомесячное отсутствие зарплаты у коллектива приказал в аварийном режиме остановить энергоблоки, что само по себе, с учетом всевозможных рисков и ответственности перед МАГАТЭ, стало событием крайне неординарным. Очевидно, что организационные, правовые и финансовые изменения в электроэнергетике начались не от желания чего-то «попилить», как нередко пытаются представить оппоненты Чубайса, а в связи с прямой угрозой деиндустриализации страны.

Парламентарии за продолжение реформ

По словам первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, с начала реформ электроэнергетики России ее структура радикально изменилась. Произошло разделение естественных монополий, регулирующих передачу электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление, а производство, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис были переведены в условия конкуренции. Вместе с тем вице-спикер подчеркнул, что за прошедшие годы результаты функционирования реформированной электроэнергетики выявили ряд проблем, которые требуют скорейшего решения и выработки общей позиции профессионального сообщества.

Глава комитета по энергетике Павел Завальный главными целями реформы назвал модернизацию энергетики, привлечение инвестиций и повышение прибыльности работы отрасли как таковой. В текущий момент, по мнению парламентария, «главной целью является удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры, ограничении перекрестного субсидирования». Он также отметил, что приходящие из правительства законопроекты решают локальные задачи, однако в решении проблем с перекрестным субсидированием и конкуренцией на рынке сбыта электроэнергии нужен системный подход.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета ГД по энергетике Сергей Есяков главным достижением реформы назвал вопросы надежности. По мнению депутата, другим позитивным результатом стало привлечение инвестиций в генерацию и в сети.

Точка зрения госрегуляторов

С учетом ранее часто звучавшей от населения критики в адрес правительства – в части роста тарифов; и от участников оптового и розничного рынка – в части вопросов правового регулирования перед основным докладчиком – замминистра энергетики РФ Вячеславом Кравченко, стояла непростая задача найти достойные аргументы для оппонентов. В своем докладе в качестве конкретных достижений он назвал такие факты: повышение надежности работы всех сегментов электроэнергетики, прекращение веерных отключений, появление новых источников финансирования инвестпроектов, появление экономических стимулов к повышению энергоэффективности, совершенствование управления за счет передачи части функций на саморегулирование, упрощение доступа к энергетической инфраструктуре, расширение тарифной линейки с возможностью выбора удобных вариантов, создание новых рабочих мест, рост заказов в секторе энергомаша и отсутствие лимита по энергопотреблению. Он отметил, что в результате реформы «пропал один из основных рисков, который был 15 лет назад – обеспечение мощностью, к этому привело снижение затрат топлива, модернизация и внедрение рыночных механизмов».

Говоря о сегодняшнем моменте, замминистра подчеркнул, что «отрасль соответствует экономическим условиям в стране, но еще нуждается в совершенствовании управления, снижении аварийности, реформировании теплоэнергетики». Он обозначил и первостепенные направления работы: «Тепловая генерация оказалась в загоне. Упущения, отложенные на потом, сейчас нас догнали и не позволяют нам двигаться вперед. Необходимо выстраивание более жесткой системы при построении новых объектов генерации с обязательным наложением экономических факторов». Двигаться, по мнению Вячеслава Кравченко, предстоит в новую распределенную генерацию, в направлении умных сетей, к энергетике, направленной к потребителю.

В свою очередь, начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев подчеркнул, что за 10 лет реформы отрасли его ведомство концентрировалось на вопросах по регламентированию процедур техприсоединения, пресечению завышения электропотребления и другим направлениям. Конкретным достижением он назвал тот факт, что ФАС «удалось обеспечить, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции».

Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Андрей Мандрон акцентировал свое выступление на необходимости более качественного моделирования ситуаций и прогнозирования, которое, по его словам, «должно вернуться в лоно государства». Сейчас разрозненные сведения информационных систем не дают целостной картины, и для исправления ситуации он предложил создать, своего рода, «Энергостат». В этом же направлении, по мнению чиновника, следует усилить роль «Совета рынка» и «Системного оператора», чтобы вопросы технической надежности не превалировали над вопросами развития рынка.

Заместитель генерального директора Российского энергетического агентства по развитию ГИС ТЭК Игорь Кожуховский предложил не подвергать сомнению рыночную модель развития электроэнергетики и сконцентрироваться на совершенствовании целевой модели рынка, а также восстановить компетенции по моделированию и ведению статистики.

«Совет рынка» обозначил перспективы

Заместитель председателя правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин назвал главным итогом реформы создание конкурентной среды на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Он напомнил, что до 2006 года в отрасли отсутствовала конкуренция, а ценообразование осуществлялось по принципу «затраты плюс». Что не стимулировало инвестиции в развитие отрасли и провоцировало угрозу дефицита электроэнергии. Переход же к рыночным принципам ценообразования на оптовом рынке электроэнергии быстро дал позитивные результаты. Поставщики электроэнергии под давлением конкуренции были вынуждены заботиться о сокращении издержек и сдерживании цены поставляемой электроэнергии. На протяжении 2011-2016 гг. темпы роста цен на электроэнергию на оптовом рынке в среднем были ниже темпов инфляции и скорости роста цен на газ – основного топлива для тепловой генерации, несмотря на то, что генерирующие компании в этот период несли огромные затраты на обновление оборудования.

Олег Баркин отметил, что помимо обеспечения вводов новых мощностей, необходимо также позаботиться о создании условий для вывода из эксплуатации устаревшего и экономически неэффективного оборудования, поддержание готовности которого вынуждены оплачивать потребители. Системные решения в этой области только предстоит выработать.

Другим важным направлением на ближайшие годы он назвал внедрение новой модели розничных рынков электроэнергии. Здесь главная цель, по мнению Баркина, – создание на рознице конкурентной среды, стимулирующей сбытовые организации включаться в борьбу за потребителей, предлагать им более привлекательные условия поставки электроэнергии, работать над снижением издержек.

Мнение генератора

Вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин, как представитель генерирующей компании, назвал конкретные шаги, связанные с реформированием рынка: «Наша компания наблюдает итоги электроэнергетики с 2008 года, когда выкупила ТГК-10. Нас подстегивал конкурентный рынок электроэнергии, вследствие чего были реализованы масштабная инвестиционная программа и программа повышения эффективности и снижения издержек. В том числе была оптимизирована численность персонала с сокращением его в три раза, выведено из эксплуатации более 10 единиц устаревшего турбинного оборудования. Сейчас мы повышаем эффективность блоков ДПМ, которых у нас в портфеле весьма много. Здесь я хотел бы обратить внимание на один показатель, говорящий об эффективности инвестиций, – возврат средств на вложенный капитал, который у нас составил 9 % годовых в рублях. Это невысокая цифра, но она отражает стратегический подход.

Чтобы понять некоторые итоги реформ, надо обратить внимание на динамику цен РСВ (Рынок на Сутки Вперед) и цен на газ, начиная с 2008 года и до сегодняшнего дня. Регулируемые тарифы на электроэнергию индексируются ценами на газ, так как они основной источник затрат. Если бы цены РСВ индексировались теми же темпами, что и цены на газ, то цена РСВ по сравнению с уровнем 2008 года подросла бы на 145%. Однако реально она подросла только на 76%. Это произошло как раз из-за работы конкурентных механизмов. Мы были вынуждены конкурировать друг с другом именно ценой, а для потребителей это вылилось в экономию, которая составила 250 млрд рублей в ценах 2016 года. Если бы цена на газ не индексировалась, начиная с 2008 года, то цена на электроэнергию была бы ниже на треть. Эта математика подсказывает ответ на вопрос – а кто же заплатил за ДПМ? Напомню, что выручка за ДПМ за этот же период составила 170 млрд рублей. Фактически получается, что за ДПМ заплатили сами генераторы, вытеснив неэффективные генерирующие компании.

Реформы идут, но при этом возникает еще один вопрос – почему же цены на электроэнергию растут? Ответ тоже прост – если анализировать все ценовые показатели, то приходишь к выводу об избыточности госрегулирования. Если бы его было бы поменьше, то были бы ниже и цены на электроэнергию.

Что нам стоит делать в плане реформирования сейчас. В первую очередь, не пятиться назад, не нагружать рынок нерыночными механизмами доплат без проведения конкурсов. Примеры этому недавно были. Если государство хочет, что бы кто-то строил мощности без понятных механизмов конкуренции и без конкурса, то пусть оно ему и доплачивает, а не нагружает этими доплатами рынок. Второй задачей является решение проблемы неплатежей Северного Кавказа. За ней стоит не экономика, а другие факторы, но она не должна влиять негативно на сложившиеся рыночные отношения. Третья задача – окончательно устранить проблему вынужденной генерации. В четвертых, важно не допустить возможности совмещения естественными монополиями разных видов деятельности. Не секрет, что сейчас об этом много говорят, однако это стало бы очень большим шагом назад, негативно отразившемся бы на всей отрасли в целом. Кроме того, необходимо завершить процесс формирования конкурентного отбора мощности для новой генерации, чтобы можно было решать проблему локального дефицита электроэнергии на рыночных условиях и создать конкурентную модель розничного рынка».

В завершение слушаний его участники одобрили проект рекомендаций правительству РФ, Госдуме и исполнительным органам власти субъектов Федерации. В числе предложений по развитию отрасли были названы работа по развитию рыночных механизмов и инфраструктуры, создание системы эффективного госрегулирования и поиск новых технологических решений.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.