Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

«Муниципальные власти хотят быть монополистами». Почему перевозчики требуют у мэрии Екатеринбурга 100 млн рублей

Частные перевозчики Екатеринбурга вновь воюют с администрацией города. Владельцы автобусов и маршруток требуют с городских чиновников более 100 млн рублей в качестве компенсации убытков от использования «Е-карты» и ее специальных тарифов. В Арбитражном суде Свердловской области – два десятка исков от различных транспортных компаний. В администрации Екатеринбурга обвиняют перевозчиков в намерении извлечь сверхприбыль и настаивают: транспортники не обязаны использовать «Е-карту», хотя без нее допуск к маршрутам не получить. О том, чем горожанам грозит очередной раунд битвы перевозчиков и чиновников – в материале «ФедералПресс».

Не только муниципальный транспорт Екатеринбурга испытывает серьезные финансовые проблемы. Частные перевозчики пытаются взыскать с администрации города миллионы рублей в качестве компенсации убытков. Несколько десятков исков было подано в арбитражный суд Свердловской области еще зимой. Общая сумма требований превышает сто миллионов. Наибольших компенсаций пытаются добиться ПАТП «Город», «Авто-Ном», «Уралтрансгрупп», «Авто Гамма» и «Форт-Транс».

*Указаны первоначальные требования

В своих исковых заявлениях компании указывают, что стоимость проезда по «Е-Карте» гораздо меньше, чем предельный тариф РЭК, и хотят возместить разницу. Решения по нескольким искам арбитражный суд уже принял –  пока выигрывает только мэрия. «Здравый смысл и законы говорят: если кто-то дает право на льготы, то ее он должен компенсировать. Если мы объявили рынок, то тем более. Не бывает же просто так: дали льготу, а компенсации нет. Сейчас получается, что перевозчики возят за полцены и покрывают льготы», - отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» гендиректор компании «ЕТЭК-82» (оператор 73-го и 082-го маршрутов) Леонид Гвоздарев.

По словам руководителя компании «Транзит-Авто» Владимира Яговитина, контракты на обслуживание маршрутов составлены таким образом, что компенсации за льготные тарифы получить крайне проблематично: «Мы шли по проторенной дороге за другими компаниями, раньше нам удавалось выигрывать. Но там договоры так составлены, что мэрия платить ничего не должна. А если не подпишешь, то потеряешь и маршруты, и бизнес», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».

Слушания по одному из исков прошли в минувшую пятницу. Истец – ПАТП «Город» – первоначально требовал 10,9 млн рублей, затем сумму сократили до 8,2 миллиона: в своих требованиях компания решила учитывать лишь льготные тарифы «Е-Карты». Мэрия не согласилась и с таким расчетом: она считает, что никаких убытков «Городу» не наносила, а разница между тарифами ущербом не является. «Я сам пользуюсь «Е-Картой» и в метро плачу на два рубля меньше, чем другие. Какой реальный ущерб я наношу метрополитену?» – вопросил сотрудник правового департамента Роман Патрушев. Позицию мэрии разделяет и «И-Сеть» (оператор «Е-Карты»): в компании считают, что скидка для владельцев электронных проездных экономически обоснована. Транспортники в начале месяца получают аванс в размере 70 % от среднемесячного объема перевозок по карте, поэтому им выгодно предоставлять скидку, заявила представительница компании. Она считает, что предприятия лишь изображают «обиженность».

Еще один аргумент мэрии связан с тем, что в договоре с перевозчиком не предусмотрен порядок возмещения таких затрат. Власти предлагают частникам претендовать на субсидию, которая предусмотрена для покрытия убытков транспортных компаний. Юрист «Города» отметил, что порядок выдачи субсидии ставит их в неравное положение. Фирма, которая ведет хозяйственную деятельность разумно, получит меньший убыток и меньшую субсидию, чем та, которая ведет ее неразумно, объяснил он. В «И-Сети», в свою очередь, обвинили перевозчиков в намерении «отсудить огромные деньги на основании одной справки».

Главное противоречие при этом связано с тем, могут ли владельцы автобусов отказаться от использования «Е-Карты». В мэрии считают, что контракты с «И-Сетью» подписываются добровольно. «Город» между тем заявляет, что не может перестать обслуживать проездные. Договор был бы разорван, предупредил юрист, но представительница «И-Сети» назвала это предположением. Отмена деления маршрутов на основные и дополнительные, на которую ссылалось ПАТП, не означает единых условий проезда, подтвердили в мэрии. Там сослались на опыт Москвы, Питера и других городов.

В итоге слушания по иску «Города» были отложены до решения по апелляциям компаний, которые проиграли мэрии ранее. Так, три миллиона не смог отсудить «Союз-Транс», оператор 077-й маршрутки. Городская администрация тогда привела три основных аргумента. Во-первых, перевозчики заключают контракты с «И-Сетью» добровольно. Во-вторых, тарифы единых проездных, которые мэрия устанавливает с 2011 года, имеют лишь рекомендательный характер: окончательное решение принимает сама «И-Сеть». В-третьих, нет доказательств того, что фактические расходы на перевозку пассажира меньше тарифа «Е-Карты». Это можно было бы проверить расчетом затрат на амортизацию, ГСМ, зарплату водителей и кондукторов, однако транспортники этого не сделали. Таким образом, перевозчики не могут подтвердить, что их убыточность связана с использованием «Е-Карты», считает мэрия.

По словам Леонида Гвоздарева, убытки от «Е-карты» для транспортников весьма критичны. «Тариф РЭК – 28 рублей – это работа в ноль, без получения прибыли. То, что вложили, то и вернули, на развитие нет ничего. А если мы применяем «Е-Карту», то по ней стоимость проезда в среднем выходит 12-13 рублей, меньше половины тарифа. Что касается «И-Сети», то она не сама возникла, учредила и привлекла эту компанию администрация города. Поэтому она и должна компенсировать», – считает он. Такую же цифру (12-15 рублей) назвал и председатель некоммерческого партнерства «Грузовые пассажирские перевозки» Юрий Минин, отметив, что «Е-Картой» пользуются уже больше половины пассажиров. Минин указывает, что деньги, которые экономят владельцы карточек, становятся нагрузкой на остальных пассажиров: именно с этим он связывает постоянный рост тарифов РЭК.

«Перевозчики выполняют тот же функционал, что и муниципальное предприятие, но им разницу никто не компенсирует. Ездить без «Е-Карты» невозможно, поскольку в договорах указано, какими тарифами мы можем пользоваться. Закон предусматривает так называемые нерегулируемые тарифы, которые устанавливает сам перевозчик, но в Екатеринбурге их нет. Ходят слухи, что власти хотят вообще прекратить прием наличных на транспорте: понятно, к каким последствиям это приведет для частного бизнеса», – подчеркнул Юрий Минин. Еще одним последствием может стать уход части перевозчиков с рынка. «Муниципальные власти издеваются над нами, потому что хотят быть монополистами, хотят убрать коммерческий транспорт. Я в бизнесе семнадцать лет, но они надеются, что останутся только бюджетные автобусы, чтобы все деньги доставались им», – заявил Владимир Яговитин. Частники полагают, что ту же цель преследуют недавнее сокращение числа маршрутов и готовящаяся транспортная реформа.

Директор экспертно-юридической компании «Атлант» Игорь Яшин скептически оценивает судебные перспективы частников. «Из договора следует исключительно обязанность истца осуществлять перевозку пассажиров по тарифам РЭК Свердловской области», – говорит он. Яшин полагает, что перевозчикам выгоднее было бы согласовать индивидуальный тариф в том же РЭКе. Еще один вариант действий – обжалование постановления, закрепляющего стоимость электронных проездных. «Но в это слабо верится», – признает юрист.

В администрации Екатеринбурга на официальный запрос «ФедералПресс» не ответили. Гендиректор «И-Сети» Павел Ведерников в ответ на запрос «ФедералПресс» сообщил, что компания не занимает никакой позиции по данным делам. Он уточнил, что «И-Сеть» не устанавливает стоимость проезда и не получает по этому поводу рекомендации от мэрии. «На момент получения запроса предложений от частных перевозчиков о пересмотре тарифов не поступало», – добавил Ведерников.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.