Екатеринбургский блогер Руслан Соколовский сегодня получил условный срок за экстремизм и оскорбление чувств верующих. Суд над Соколовским стал, пожалуй, самым громким политическим процессом последнего времени не только на Урале, но и в стране: к разбирательству было приковано внимание многих федеральных СМИ и правозащитников. О том, как закончилось громкое дело «ловца покемонов» и почему не все зрители аплодировали приговору, – в материале «ФедералПресс».
Зал Верх-Исетского райсуда, в котором решалась судьба Соколовского, был переполнен. Многие ушли на второй этаж, чтобы следить за видеотрансляцией. «Всем привет», – поздоровался обвиняемый с журналистами, прежде чем войти в зал. При этом он не взял вещи, очевидно, не ожидая получить реальный срок. Впрочем, речь судьи Екатерины Шопоняк заставила понервничать Соколовского, его близких и сторонников.
Тон приговора не оставлял сомнений в том, что екатеринбуржца признают виновным. Соколовский совершил преступления, предусмотренные тремя статьями Уголовного кодекса, говорилось в нем. Девять эпизодов были квалифицированы как разжигание ненависти либо вражды, семь – как оскорбление чувств верующих, еще один касался приобретения ручки-видеорегистратора, найденной у блогера при обыске. Как сказал корреспонденту «ФедералПресс» адвокат Алексей Бушмаков, обвинения в оскорблении чувств были предъявлены за те же ролики, что и обвинения в экстремизме. Таким образом, был нарушен принцип «не наказывать дважды за одно преступление», считает юрист.
Как установил суд, в своих материалах Соколовский систематически унижал православных, издеваясь как над Иисусом Христом и церковными догматами (например, непорочным зачатием), так и над патриархом Кириллом в качестве главы РПЦ. В роликах формировался негативный образ верующих, считает суд. Альтернативную экспертизу, проведенную религиоведами и УрФУ, суд посчитал сомнительной. Кроме того, экстремизм был найден в видеозаписях, высмеивающих феминисток и мусульман. Примечательно, что в приговоре упоминались самиздатовские журналы Соколовского, о которых до этого речи не шло.
Эксперты, на которых ссылается суд, считают, что блогер использовал манипуляцию для навязывания своей позиции относительно религии. Способ изложения и подача материала были необходимы для информационного воздействия, полагают они. Хотя Конституция и международное право гарантируют свободу совести и позволяют высказывать свое мнение, они не допускают дискриминацию, напомнила судья Екатерина Шопоняк. Вдобавок Соколовского уличили в отрицательном отношении к людям неславянской национальности, например, чеченцам.
Что касается шпионской ручки, то Соколовский утверждал, что ее забыл у него в квартире один из знакомых. При этом он путался в показаниях, зато в одном из роликов упоминал о планах приобрести такой инструмент, сообщила судья. Шопоняк зачитала описание ручки, сделав упор на малый размер и отсутствие индикаторов, которые позволяли скрывать наличие видеорегистратора. Сомнений в квалификации эксперта у нее не возникло. «Позиция непризнания вины Соколовским отражает позицию защиты», – сказала судья.
Отягчающих обстоятельств найдено не было, при этом суд учел молодой возраст Соколовского, его раскаяние и наличие нуждающейся в материальной помощи матери. Судья сочла, что блогер может исправиться и без отбывания срока в колонии. В итоге Соколовскому дали 3,5 года лишения свободы условно, испытательный срок составит три года. Старший помощник прокурора Верх-Исетского района Екатерина Калинина сообщила журналистам, что надзорное ведомство в целом удовлетворено приговором. Окончательное решение о том, будет ли он обжалован, примут после тщательного изучения документа.
Соколовский уже сказал, что доволен приговором. Он собирается заняться общественными проектами – в частности, вместе с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. «Я думаю, он не будет больше таких высказываний допускать. Он понял, что нужно быть поосмотрительнее и думать, о чем говорить. Теперь у него большие перспективы, учиться снова будет, проектов много. Жизнь продолжается», – сказала мать Соколовского Елена Чингина. «Такая была угроза, что его посадят, что я очень довольна, пока эйфория», – сообщила она. В то же время Чингина посетовала, что людей судят за шутки и слова.
«Мы празднуем маленькую победу. Конечно, Руслана признали виновным, но все же не посадили, что при нашей системе оптимальное решение. Главный итог дела – это самоорганизация маленьких людей, которые своим напором смогли добиться того, что парня не отправили в колонию. Я думаю, что таким образом со временем получится изменить и саму систему», – сказал корреспонденту «ФедералПресс» бывший семинарист Виктор Норкин, выступавший в поддержку Соколовского. Он считает, что негативный резонанс для РПЦ сейчас будет гораздо меньшим, чем если бы ее критика отправили в колонию.
Член свердловской ОНК, председатель местного отделения «Парнаса» Михаил Борисов не разделяет оптимизма Норкина. «Когда приговору аплодировали, я испытал горечь. Совершенно ни за что человеку дали судимость, а общество реагирует радостно. Таким образом оно ломается и приходит к деградации. Сначала нагнали страстей, а потом дали условно. Сегодня как победа воспринимается условный срок, завтра будем радоваться, что вместо десяти лет дали два года, через какое-то время – тому, что посадили, а не дали высшую меру».
Отметим, что на данный момент приговор не вступил в силу. Защитники Руслана Соколовского уже объявили о том, что намерены обжаловать решение суда.