горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
Нижегородская область
31 мая 2017, 19:12 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс

«Легко придумать сложное». Нижегородские эксперты – о грядущей отмене открепительных

Сегодня Совет Федерации одобрил законопроект об отмене открепительных удостоверений, действие которого может распространиться не только на президентские выборы 2018 года, но и региональные в этом году. В число субъектов РФ, которые впервые применят новый порядок голосования по месту фактического нахождения, Нижегородская область не попадает, но местное экспертное сообщество уже оценивает риски возможных нарушений и возможности достижения целей будущего закона. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

Совет Федерации в среду одобрил законопроект об отмене открепительных удостоверений на выборах. Согласно ему, избиратель, который будет находиться в день выборов не по месту регистрации, сможет подать в территориальную или участковую избирательную комиссию заявление о голосовании по месту нахождения. Подать заявление избиратель может не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 за день до голосования. Нижегородской области в некотором смысле повезло: в 2017 году выборы регионального уровня, на которых могло бы применяться нововведение, здесь не ожидаются, поэтому облизбирком, политические партии и наблюдатели смогут оценить сентябрьский опыт других субъектов РФ и подготовиться к президентской кампании.

Председатель избирательной комиссии Нижегородской области Оксана Кислицына считает, что новый порядок облегчит жизнь избирателям и несколько осложнит работу избиркомов, увеличив ее объем за счет приема заявлений и включения их в ГАС «Выборы». «Но это наша работа, я думаю, что мы с ней справимся, мы к ней будем готовиться», – говорит Кислицына.

Нижегородские эксперты оценивают законопроект неоднозначно: с одной стороны, изменения направлены на обеспечение удобства избирателей, с другой – для успеха их применения требуется соблюдение определенных условий. «Уровень территориальных и участковых комиссий и системы ГАС «Выборы» будет очень плотно задействован, – отмечает председатель избирательной комиссии региона в 1999–2011 годах Станислав Бисин. – С одной стороны, документ хороший, но звеньев в нем задействовано очень много. На мой взгляд, требуется добротное обучение членов избирательных комиссий».

По мнению руководителя центра исследований модернизационной активности Приволжского филиала Института социологии РАН Александра Жмырикова, законопроект имеет и другую цель – увеличить конкретную явку на конкретных грядущих выборах. «Здесь я бы сомневался, что это мероприятие принесет успех, потому что увеличить явку организационными мероприятиями не удавалось никогда и никому. Здесь нужно изменить мотивацию людей, которые не ходят на выборы. Поэтому если не будет проведено специальных мероприятий – это не от избирательных комиссий зависит, а от партий в первую очередь и от кандидатов и их штабов, – мы получим, конечно, прирост, но не 15 миллионов (по стране в целом – прим. ред.), и не пять, а, скажем, полтора–два миллиона за счет оргмероприятий», – полагает Жмыриков.

В повышении явки за счет нововведения сомневается и начальник кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России Николай Трусов. По его мнению, нет гарантий того, что человек, который и ранее не брал открепительные удостоверения, теперь пойдет писать заявление о голосовании по месту фактического нахождения. Проанализировав законопроект и прилагающиеся к нему документы, подполковник полиции задался вопросом: «А зачем? Есть ли реальная проблема, которую следует решать?» В качестве одного из аргументов он привел и то, что избирателю нужно объяснить, куда прийти и что написать. «А почему мы не воспользовались теми же инструментами, чтобы научить избирателей получить открепительные удостоверения?», – спрашивает Трусов. Он указал и на сложность организации голосования по предлагаемому порядку: «Очень легко придумать сложное, тяжело придумать простое. Где та легкая процедура, которой могли бы воспользоваться потенциальные избиратели? У меня сложилось впечатление, что ее просто нет. Пока многостадийные вещи, которые надо реализовывать и простому избирателю показать, не говоря уже о членах избирательных комиссий».

Политологи обращают внимание, что в законопроекте расставлены «ловушки» для возможных нарушений на выборах (для пожелавших проголосовать дважды предусмотрят ответственность в виде штрафа в 30 тыс. рублей), и это закладывает «презумпцию виновности» избирателя. «Я не думаю, что система так уж существенно ограничит злоупотребления, – рассуждает профессор Высшей школы экономики Сергей Кочеров. – С чьей стороны? Со стороны нечестных избирателей, которые готовы проголосовать дважды? А с какой стати избиратель голосует дважды, трижды и больше раз? С целью заработать денег – одна версия. С целью помочь кандидату – другая причина. Поэтому есть фундаментальное противоречие с самим духом этих поправок – недоверие власти избирателю и наивное ожидание того, что избиратели валом пойдут на выборы». Председатель совета регионального отделения движения в защиту избирательных прав граждан «Голос» Марина Чуфарина в свою очередь отмечает, что будущий закон не решает проблему принудительного голосования. По ее мнению, возможность заинтересованных в том или ином результате лиц организовать голосование в рамках своей зоны ответственности не исчезнет, только теперь оно будет «размазано» по участковым комиссиям.

Как будет исполняться будущий закон и позволит ли он избежать нарушений на выборах, покажет практика, но, не исключают эксперты, первые избирательные кампании с новым порядком без недочетов и накладок не обойдутся.

Фото: in-news.ru.

Подписывайтесь на наш FB, чтобы быть в курсе новостей дня и обсуждать их, смотреть прямые эфиры и видео.
Версия для печати:
Загрузка...
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments