Недавнее нападение на памятник Николаю Второму и царевичу Алексею, который неожиданно для горожан появился возле собора Александра Невского, вызвало не только массу разноречивых откликов, но и продолжает оставаться в центре внимания. На эту тему высказались и представители различных групп общественности и мэр города. Точку в этой истории ставить рано: пока изуродованный памятник покрыт покрывалом, рядом появился надежно прикрепленный транспарант с надписью «Прости нас, Государь!». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Покушение на памятник последнему русскому царю и его сыну-наследнику престола, которые почитаются Русской Православной церковью как «царственные страстотерпцы», произошло через две недели после того как он совершенно внезапно для новосибирцев появился совсем рядом с храмом Александра Невского. Многие узнали о том, что такой памятник теперь в городе есть как раз после сообщений в СМИ о нападении. Причина, по которой бывший следователь Центрального РОВД решил напасть на памятник с топором пока неизвестна, но этот акт вандализма вновь поднял в Новосибирске дискуссию о памятниках и переименованиях, которая перманентно возникает, раздувая страсти. И любое событие в этом ряду многие начинают рассматривать через призму политических интересов, напрочь забывая о самом городе.
Вначале 10 августа на сайте собора во имя святого благоверного князя Александра Невского появилось сообщение о том, что «в ночь с 31 июля на 1 августа было совершено нападение на памятник святым царственным страстотерпцам царю Николаю II и цесаревичу Алексию», а на арке за памятником появился транспарант с надписью «Прости нас, Государь!». Надо сказать, что и сам памятник теперь выглядит иначе: если сначала изуродованную голову царевича Алексея на памятнике просто обмотали материей, отчего многим показалось, что это балаклава и начали появляться мысли насчет «Пусси Райот», то теперь обе фигуры – царя и его наследника – укрыты покрывалом.
Казалось бы, дальше стоит обсуждать вопрос о том, когда памятник реставрируют, но нашлась инициативная группа, которая выступила с обращением сразу к мэру Новосибирска и к губернатору Новосибирской области. Смысл обращения прост – памятник, установленный у собора, следует снести. Представитель инициативной группы Алексей Денисюк новосибирцам известен: это он предложил установить бюст Сталину в городе. Тогда инициатива вызвала многочисленные споры, а художественный совет Новосибирска отказался поддержать проект, согласно которому бюст Сталину должен был появиться в сквере Героев Революции. По слухам, бюст генералиссимусу в городе все-таки появится, а именно – на территории Новосибирского технического колледжа имени Покрышкина, где сейчас уже установлены три бюста: маршалам Советского Союза Георгию Жукову, Константину Рокоссовскому и летчику Виктору Талалихину.
Алексей Денисюк уверен: «Памятник Николаю II установлен без прохождения предусмотренных законодательством процедур согласования. Поэтому памятник подлежит сносу, как самовольно установленное строение. Установка памятника Николаю II в обход законных процедур создает правовой прецедент, дающий нам полное право поступить аналогичным образом – установить памятник Сталину без согласования с властями в центре города». Представитель инициативной группы пояснил: «Мы уже более года добиваемся установки памятника Сталину в Новосибирске, проходя все необходимы процедуры согласования, а памятник Николаю II поставили в обход законных процедур в центре города». Отсюда и вывод: «получается, что местные власти проводят политику двойных стандартов».
Ответ мэра Новосибирска Анатолия Локтя последовал быстро. Придумывать что-то мэру не пришлось, поскольку его позиция не претерпела изменений с момента, когда бушевали страсти по поводу предложения переименовать площадь Свердлова в площадь Крячкова. Локоть повторил свои доводы: «Мои политические взгляды известны, но я — мэр Новосибирска. В своих решения я руководствуюсь интересами жителей. Радикальные взгляды с любого края опасны. Моя задача – не допускать раскола, не допускать столкновения в Новосибирске». Мэр даже вспомнил известное изречение Иосифа Виссарионовича, который в ответ на вопрос, какой уклон опаснее — левый или правый — ответил «оба»!
Мэр считает, что радикализм может привести к очень серьезным последствиям и повторил свой тезис о том, что «принимать решение об установке тех или иных символов необходимо после широкого обсуждения и учета мнения большинства новосибирцев». Судя по развернувшейся в социальных сетях дискуссии, такую позицию мэра одобряет большинство горожан. И совершенно очевидно, что эта тема еще не раз вызовет пристальное внимание городского сообщества.