Два башкирских города получили статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В Кумертау и Белебее – типичных моногородах с «тяжелой» промышленной наследственностью – сегодня увлеченно обсуждают либерализацию налогов и планы резидентов, высокие технологии и глубокую переработку мусора. Смогут ли льготы и упрощенные условия для бизнеса запустить действительно жизнеспособную экономику в моногородах? «Федерал Пресс» собрал наиболее вероятные сценарии.
Ошибки резидентов
Еще до того, как в конце декабря 2016 года Кумертау и Белебей получили статус ТОСЭР, начался поиск потенциальных резидентов – компаний, готовых вложиться в экономику городов на новых условиях. Инвесторам обещали многое – дать налоговые льготы, землю, здания, инфраструктуру. Но и требовали с них немало. Приходить в ТОСЭР резиденту полагалось с полностью готовым проектом и финансированием под него.
В мае на одном из совещаний глава Башкирии Рустэм Хамитов прямо говорит инвесторам: не надо пытаться нажиться на статусе резидента ТОСЭР. И тут же отсекает половину из них.
«Уважаемые инвесторы, не нужно нас пичкать вариантами несостоятельных инвестиционных проектов. Нам нужны твердые показатели. Нам нужно понимание того, что у вас есть ресурсы… Мне глава Белебея показал список возможных инвесторов из 10-12 позиций. Половина – это вранье, извините меня за это слово», - сказал Хамитов.
Экономист, профессор Башкирского государственного университета Ильдар Зулькарнай не уверен в умении региональных властей работать с инвесторами. И даже если руководство республики исполнено благих намерений, дело могут испортить «перегибы на местах».
«Наличие усилий власти по диверсификации я приветствую. Что касается успешности, умелости этой работы – не уверен. Мои сомнения основаны на том, что никакая диверсификации экономики в период прежнего руководства не произошла, из-за неумелости руководства. Нынешнее руководство обоснованно опасается, что такое может произойти и в случае с ТОСЭР, так как кадры, особенно среднего звена, в основном из эпохи прошлого руководства республики. И подбор кадров по инерции действует по старым механизмам. Поэтому у меня большие сомнения», - говорит эксперт.
За полгода в статусе территорий опережающего развития в Кумертау зарегистрировались пять резидентов, в Белебее – два.
Китайский и кипрский сценарии
Резиденты ТОСЭР полностью освобождаются от налогов на имущество и землю. Налог на прибыль в первые пять лет составляет 5% вместо 20%. С 30% до 7,6% снижаются отчисления в фонды – пенсионный, обязательного медицинского и социального страхования. Нулевые ставки предусмотрены по налогам на добычу полезных ископаемых. Есть льготы на аренду земли и недвижимости… Фискальные преференции считаются главной приманкой для инвесторов. Однако эксперты говорят, что не все льготы в ТОСЭРах будут работать, и работать как надо.
«Для инвестора в известной мере привлекательна льгота по страховым взносам. Но не в случае с малыми предприятиями, которые и так платят в конвертах и избегают страховые взносы», - считает Ильдар Зулькарнай.
Экономист скептически относится и к льготе по налогу на прибыль, поскольку предприятия научились показывать нулевую прибыль. Освобождение от налога на имущество тоже имеет мало смысла, так как на начальном этапе имущества у компаний не так много. Через пять лет, когда предприятия уже что-то накопят, льгота перестает действовать.
«Была бы привлекательна льгота по НДС, но ее нет. И видимо, федеральный бюджет не готов от этого легкого для сбора налога отказаться», - говорит эксперт.
По мнению экономиста, есть два вероятных сценария для территорий опережающего развития. Условно их можно назвать «кипрским» и «китайским». Согласно первому, компании-резиденты будут формально регистрироваться на территории, платить пониженные налоги, показывать отчетность, но фактически ничего не производить. «Китайский» вариант более оптимистичный, но и более трудоемкий. Реализовать его помешают всепроникающая коррупция и некомпетентность местных администраций.
«Чтобы в Кумертау не получилось как на Кипре, а было как в Китае, надо еще что-то делать, кроме налоговых льгот. В том числе должны быть соблюдены условия для выполнения льгот: предприятие должно реально возникнуть в Кумертау, а не на бумаге», - считает Ильдар Зулькарнай.
Как проехать к ТОРу?
Сниженные налоговые и арендные ставки теоретически должны привести к сокращению безработицы, росту зарплат, улучшению дорог и уровня жизни. Но пока жители моногородов разве что стали чуть чаще видеть кортежи первых лиц на своих улицах.
Власти республики говорят, что нужно улучшать инфраструктуру городов. На майском совещании в Белебее Рустэм Хамитов отдельно покритиковал дороги, по которым ему пришлось ехать из Уфы.
«Скажу, что не очень правильно, если на территорию опережающего развития ведут такие дороги, по которым еле проедешь. Я уже дал соответствующие поручения дорожникам, но мы будем подтягивать всю инфраструктуру», - сказал глава Башкирии.
На «подтягивание» инфраструктуры на первых порах двум городам выделили полмиллиарда рублей. На эти деньги, например, хотят отремонтировать очистные сооружения в Белебее. Но на ремонт хотя бы проблемных дорог суммы, конечно, не хватит.
И это одна из главных проблем при создании территорий опережающего развития, считают эксперты. Власти пытаются привлечь инвесторов в города, которые физически не готовы к скачкообразному росту экономики. Резиденты, в свою очередь, хотят сразу же после вхождения на территорию получить бесперебойное электро- и водоснабжение, развитый транспортный хаб и хорошие дороги. Не говоря уже о понятливых чиновниках и не очень жадных инспекторах надзорных ведомств.
В отсутствие этого обе стороны – и власти, и бизнес – вынуждены имитировать бурную деятельность по созданию ТОРов. Тогда вместо «китайского» или хотя бы «кипрского» варианта получится третий, самобытный путь, вобравший в себя худшие черты двух первых.