Top.Mail.Ru
Недвижимость
Свердловская область
0

«Не надо городить сараев». Главный художник Екатеринбурга об уральской «реновации»

Постановление № 739 наделало шума в столице Урала. Документ касается жителей более двух тысяч домов в Екатеринбурге. В соответствии с ним собственники жилья должны привести фасад зданий в надлежащий и единообразный вид: убрать свисающие кондиционеры, расстеклить или застеклить балконы (в соответствии с принятым решением на собрании собственников). Но главное, что сделать это нужно за свой счет: в бюджете на подобные цели денег не запланировано, соответствующей целевой программы тоже нет. Жители «реновацию» не поддержали. Приехавший на Иннопром Владимир Путин высказал сомнения в законности проводимой реформы. Про программу все резко перестали говорить и могло показаться, что ее реализация прекратилась. Чем занималась администрация столицы Урала, пока все молчали, корреспонденту «ФедералПресс» рассказал главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.

– О нашумевшей «балконной реформе» уже давно ничего не слышно. От инициативы решили отказаться?

– Термин «балконная реформа» появился с подачи журналистов. На самом деле это – программа формирования архитектурного облика города и приведение его в соответствие с правилами благоустройства. Реализация проекта идет в рабочем режиме. Мы планово взаимодействуем с проектными организациями и управляющими компаниями. Они проводят разъяснительную работу с гражданами: доносят до горожан о необходимости выполнения паспорта фасада дома, что это – реальная возможность улучшить место, где они живут и сделать свою жизнь лучше. Ведь благоприятная визуальная городская среда совместно с культурной составляющей положительно влияет на воспитание подрастающего поколения и удовлетворенности от проживания самих жителей города. Это элемент стратегии пространственного и экономического развития города, от того на сколько будет комфортно проживать в городе зависит, останутся ли люди в этом городе или поедут искать где условия для проживания лучше.

– В постановление № 739 вошло более двух тысяч домов. Жители скольких из них уже сделали паспорта зданий?

– На сегодняшний день паспорта фасадов изготовлены и согласованны в Верх-Исетском районе по 19 объектам, в Железнодорожном – по трем объектам, в Кировском – по 19 объектам, Ленинском – 16, Октябрьском – шести, Орджоникидзовском – 11, Чкаловском – одному. Эти цифры касаются только домов, которые попали в постановление № 739. Параллельно идет паспортизация всего города в целом.

– То есть паспорта уже получили 75 домов. Как к инициативе относятся люди? Легко соглашаются?

– Понятно, что жители идут на диалог не очень охотно. Во многом на реакцию людей влияют СМИ. В некоторых изданиях была информация, что людей заставляют ремонтировать фасады. Но этот процесс происходит в рамках капитального ремонта. Мы говорим совершенно о другом: давайте для себя осознаем, что собственный балкон не нужно рассматривать, как личную дачу и «строить» на нем баню, не нужно объединять несколько балконов и городить из них сараи. Балкон является элементом общей архитектуры здания, задуманной автором, формирующая в свою очередь архитектурный облик города. Поэтому мы инициировали данный вопрос. Да, реакция сейчас от положительной до негативной, потому что люди по-разному воспринимают. Это вопрос сформированной культуры и ответственности.

– Ранее общественностью активно обсуждался вопрос штрафных санкций. На одном из заседаний гордумы администрация озвучила позицию, что злостным нарушителям будут выданы предписания, и если собственники откажутся их выполнять, рискуют получить штраф. К кому-то из жителей Екатеринбурга уже приходилось применять санкции?

– Мы выдаем предписания о необходимости разработать паспорт фасада, люди начинают, задумываются о том, что это необходимо сделать. Санкций пока не было. Хотя инструменты, необходимые для контроля, и в крайних случаях, для пресечения или наказания, должны быть. Есть вопиющие случаи, которые необходимо пресекать. Не все наши граждане сознательны и опять же это вопрос формирования культуры и ответственности горожан, процесс который мы уже с вами начали.

– Большинство видят единообразие дома в том, чтобы расстеклить балконы или, наоборот, застеклить?

– В каждом объекте нужно подходить индивидуально. В первую очередь это авторский замысел архитектора. Если постройка начала века, даже если она не является объектом культурного наследия, мы понимаем, что легкие балконы и богатый архитектурный декор закрывать остеклением не стоит. Если постройка 40–50-х годов, то это скорее всего неоклассический стиль, который так же не подразумевал остекления. Если речь идет о хрущевках и других домах из серии 60–70-х годов, то это прямолинейные архитектурные формы, которые остекление вынесут хорошо. Для нас главное, чтобы решение собственников не противоречило архитектуре и подразумевало единообразное стилевое решение.

– Во сколько жителям многоквартирника обходится создание паспорта дома?

– Рынок подобных услуг в городе только формируется, и цены сильно разнятся. У нас есть бывшая Архитектурная академия, ныне Архитектурный университет, которая ежегодно рождает более 500 специалистов. Соответственно, рынок проектных предложений очень насыщен. И можно найти приемлемую ценовую категорию.

– Допустим, управляющая компания вышла, провела разъяснительную беседу с жильцами дома. Люди говорят, что у них нет денег и они не будут ничего делать. Что тогда?

– Допустим, в ТСЖ 200 квартир. Я не думаю, что все будут говорить, что им это не нужно и они не хотят жить в красивом доме. Да, конечно, есть те, у кого балкон обит вагонкой и они не хотят ничего менять. Но ведь оббить балкон – это решение собственника, которое он ни с кем не согласовывал. Мы же стремимся к тому, чтобы каждый архитектурный объект имел закрепленный паспортом фасада архитектурный облик. И все изменения, которые в последствии будет претерпевать здание, должны проходить через данный документ. То, что было «до» этого ничем нерегулируемое пора прекратить. Мы сделали точку отчета и движемся уже в цивилизованном направлении.

– Куда должно привести это направление?

– В своем развитии Екатеринбург достиг того уровня, что начал задумываться о том, насколько архитектурный облик города и городская среда соответствует уровню современного делового и экономически привлекательного города. Сейчас Екатеринбург еще выглядит как провинциальный город. Но мы стремимся и заявляемся на мероприятия международного уровня, такие как ЭКСПО, проводим Иннопромы, ШОСы. Мы должны соответствовать заявляемым амбициям, в том числе и в архитектурном облике.

– В случае если собственники жилья согласились на паспортизацию, у них есть какие-то сроки для реализации проекта?

– Собственники сами для себя должны решить, когда начнутся работы и в каком объеме главное, что мы зафиксировали архитектурный облик. Администрация в сроках реализации собственников не ограничивает.

– Как идет паспортизация в городе муниципальных объектов?

– В постановление № 739 попали порядка двухсот муниципальных объектов. Мы начали работать с Архитектурным университетом. В качестве практики студенты выполняют паспорта фасадов. Что касается денег, то раз бремя содержания лежит на муниципалитете, мы должны сами выполнять данную работу. Более того, муниципалитет обязан образцово провести паспортизацию и содержать в надлежащем виде муниципальные объекты. Это вопрос престижа и правильного подхода.

– Паспортизация немуниципальных объектов полностью ляжет на плечи собственников? Дополнительного финансирования не будет?

– Над инициативой мы работаем комплексно. В том числе обсуждается возможность появления целевых программ. По принципу того, как это было с программой по замене лифтов: частичное участие жителей, остальное от министерства ЖКХ или каких либо фондов. Дома, в которых проходят капитальные ремонты, проходят процесс паспортизации в рамках областной программы. Проект паспорта дома в таком случае делает подрядная организация, которая осуществляет капитальный ремонт.

– Паспортизацию сейчас проходит и здание администрации Екатеринбурга. Как изменится облик серого дома?

– Глобально ничего не поменяется. Возможно что-то будет перекрашено. Работа в части башни уже началась, с центральных фасадов будут сняты кондиционеры. Цвет окон и их разлиновку приведут в единообразный вид. Паспортизация должна помочь сохранить замысел автора - архитектора, который создавал проект здания. Если мы вспомним, у городской администрации длинная история: сначала это были торговые ряды с хранилищами, которые были реконструированы и превратились в конструктивистский объем. В 60-е годы архитектор Голубев обогатил фасад в результате чего получилось здание в неоклассическом стиле. Но во время эксплуатации здания претерпевает видоизменения, авторские задумки «стираются». Наша задача - привести к тому знаменателю, каким он был задуман.

– Паспортизация коснется рекламы? Когда мы избавимся от ярких плакатов на Вайнера?

– Необходимо понимать и разделять, есть информационные носители и есть рекламные носители. За последнее в связи с передачей полномочий в области рекламы отвечает – областной Департамент рекламы. В основном это щитовая реклама, афишные стенды, видеоэкраны и билборды. Что касается вывесок, кричащих или нет, мы создали раздел в паспорте фасадов: «размещение информационных носителей», там прописано, где и как именно должны находиться вывески с объемными буквами  и в каком виде, а так же кондиционеры, видеокамеры, балконы и другое дополнительное оборудование. Параллельно были разработаны правила размещения дополнительного оборудования на фасадах зданий, к коим относятся вывески, закреплены в правилах благоустройства и разработано графическое приложение к ним, с которым можно ознакомиться на официальном портале Администрации города.

Сюжет по этой теме
14 июня 2017, 09:45

Реновация жилья

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.