Top.Mail.Ru
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

ЖКХ ЯНАО: коммунальный беспредел или грамотный менеджмент?

Опыт Ямала по привлечению инвесторов в сферу ЖКХ и успешное развитие отрасли на фоне серьезных экономических трудностей в стране сегодня могут послужить примером для многих регионов России. Напомним, что шесть лет назад в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках исполнения поручения Президента от 07.05.2012 года № 600 начала действовать реформа, затронувшая интересы всех участников рынка – власть, коммунальные службы и потребителей ЖКУ. Как менялась финансовая картина сектора от катастрофической ситуации до уверенного развития в регионе – в материале «ФедералПресс».

Развитие коммунальной инфраструктуры, сдерживание роста оплаты за жилищно-коммунальные услуги для жителей ЯНАО и одновременно разумная экономия средств регионального бюджета – такую сложную задачу, но, как впоследствии оказалось, вполне выполнимую поставили шесть лет назад власти региона перед собой и всеми участниками данного сектора. Опыт показал, что именно последний пункт стал точкой отсчета для достижения первых двух целей.

Напомним, что тогда участники рынка жилищных и коммунальных услуг на Ямале столкнулись с глобальной проблемой, которая на первый взгляд казалась неразрешимой: коммунальный сектор требовал серьезной перезагрузки. На ладан дышащие электростанции и котельные требовали замены в срочном порядке, при этом рост увеличения тарифов уже не казался далекой перспективой. И это была не единственная проблема в отрасли.

«Проблемы в тарифах ЖКХ раскладываются по полочкам. Это − электроэнергетика, тепло, водоснабжение и водоотведение. То есть, проблемы есть во всех ресурсоснабжающих нишах. Хотя главная проблема в том, что у нас отсутствует контроль. Это несет за собой большое количество нарушений закона. В части теплоснабжения нами проводился мониторинг отраслевых решений, так вот 37 процентов из них приняты с нарушением законодательства. Есть банальные нарушения, когда к примеру, неправильно округляют НДС. При больших объемах расчетов это позволят собрать всех того, что полагается, большие средства. Все это за счет кармана потребителя. Другое нарушение − во многих случаях тарифы установлены без правильной дифференциации. Такая непрозрачность и экономическая необоснованность опять приводит к лишним расходам потребителей услуг, – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием Алексей Малоземов. – В ЖКХ была большая проблема, когда эту отрасль регулировали муниципалитеты. Всякого рода муниципальные водоканалы были неэффективными и тарифы там могли быть низкими, но никто не занимался их модернизацией. Поэтому необходима четкая стратегия, а не работа по выкачиванию денег из населения. Проблема в теплоснабжении заключается в том, что большой износ оборудования имеется как в теплогенерации, так и в сетевом хозяйстве. Неэффективность их работы опять ложится в тариф и на кошелек потребителя, Формально деньги в инвестиционные программы закладываются, но на практике видно только текущее поддержание работоспособности, а не модернизацию, которая могла бы тарифы снизить. Фактически, ежегодное повышение тарифов − это закрытие текущих расходов и дыр».

 

На тот момент стало нормой банкротство муниципальных коммунальных предприятий на фоне сдерживания тарифов в России. Что в таком случае говорить об Арктических территориях, где главными отрицательными факторами являются климатические условия, слаборазвитая транспортная схема, необходимость оплачивать и завозить на год вперед топливо для электростанций и котельных. Существовали и другие проблемы.

«В течение долго времени ЖКХ воспринималась как предмет получения прибыли, либо как лишнее обременение для экономики. Отсюда большой износ производственных фондов. Для исправления ситуации нужна система, которая позволяла бы ЖКХ, с одной стороны, жить за счет себя, с другой − не приводила бы к массовому разорению населения. Когда бабушке приносят счет и она понимает, что ей легче повеситься чем оплатить. Надо как-то пройти между этими двумя крайностями. Для этого надо упростить ЖКХ, удалив ненужных посредников, коих там с избытком», – рассказал экспертному каналу гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Для федерального центра вывод стал очевидным – работа муниципальных предприятий показала свою неэффективность, бюджеты не справляются с нагрузкой. Для привлечения инвестиций в ЖКХ необходимо было в эту сферу привлечь частный бизнес. С этой целью в 2013 году были внесены изменения в федеральные законы об обязательности передачи в концессию имущества неффективных муниципальных предприятий, а в последующем и о запрете МУПов. Правительство Ямала успело сработать на опережение и в 2012 году было принято решение о создании единого коммунального предприятия с единым профессиональным подходом.

«Тот, кто считает, что коммунальная среда покрыта мраком, глубоко заблуждается. «Диванные аналитики» всегда наводят безосновательную смуту», – отметил заместитель директора департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО Олег Минько. Сферу ЖКХ нередко называют болотом, в котором если увязнешь, то надежд на спасение уже быть не может.

 

На Ямале поставить население в жесткие экономические рамки можно смело назвать безрассудством. Поэтому еще в начале 2000-х годов в автономном округе решились на беспрецедентные меры социальной поддержки – субсидирование разницы тарифов на тепло, воду и водоотведение из бюджета. Тем более что в электроэнергетике аналогичная система на федеральном уровне существует с конца 90-х годов. В 2010 году, с целью социальной поддержки населения, было принято решение о приостановке роста тарифов для населения. Благо федеральное законодательство дает такое право регионам.

В 2017 году ресурсоснабжающие предприятия коммунального комплекса ЯНАО получили 12,4 млрд рублей, а это 9 % от расходов бюджета Ямала. Большая часть средств распределились между тремя десятками предприятий, среди которых: АО «Салехардэнерго», ОАО «Тепло-энергетик», ОАО «Ямалкоммунэнерго», МПП ЖКХ города Лабытнанги «Ямал», ПАО «Передвижная энергетика», ОАО «ИнтерРАОЭлектрогенерация» филиал Уренгойской ГРЭС, ОАО Уренгой теплогенерация, АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» и другие.

«В результате сдерживания роста тарифов для населения доля оплаты коммунальных услуг населением в округе снизилась с 62 до 35%. При этом размер платы граждан за коммунальные услуги, в период с 2011-го по 2016 года, оставался неизменным. А доля расходов жителей на ЖКУ в среднем по ЯНАО стала не менее 5,3%. В отдаленных населенных пунктах за одного человека бюджет доплачивает за коммуналку до 20 тысяч рублей в месяц», – прокомментировал Олег Минько.

Это как раз тот самый случай, когда «газовые доходы» направляются на нужды населения. Замдиректора департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО подчеркнул, что все северные территории субсидируют ЖКХ, в целях сдерживания роста тарифов для населения. Так, например, в Якутии объем бюджетных расходов в 2016 году составил около 20 млрд рублей, а доля оплаты граждан – 28 % от экономически обоснованного тарифа.

 

«Уйти от субсидирования можно и сэкономить бюджетные деньги можно, но плата граждан существенно увеличится. Нарушится баланс, а это серьезный экономический фактор для неблагоприятной ситуации на территории. К примеру, в северных регионах, где субсидирование слабое или вовсе отсутствует, наблюдается отток населения и прочие вытекающие отсюда последствия», – рассказал Минько.

Другой вопрос: как возродить коммунальный сектор? С учетом того, что объекты энергоснабжения ежегодно требуют замены или ремонта. Между тем, федеральный норматив в этом случае для регионов, в части замены ветхих сетей, должен составлять не менее 5 %. За последние годы арктическому региону удалось достичь отметки в 7 %.

В настоящее время общий объем инвестиционных программ по обновлению коммунального комплекса реализуемых в ЯНАО составляют 8,5 млрд рублей. Плюс на подготовку к зимнему периоду еще ежегодно расходуется около 2 млрд рублей. Справедливости ради заметим, что объекты энергетики создаются не только для населения, ведь коммунальными ресурсами пользуются также коммерческие структура. Поэтому возлагать эти солидные расходы лишь на «плечи» бюджета было бы несправедливым.

Перейдя от прямого бюджетного финансирования на систему субсидирования тарифов на ЖКУ для населения, округ финансирует лишь треть от этой суммы. Остальное оплачивает бизнес. Между тем, тариф на коммунальные услуги для жителей региона всегда ниже экономически обоснованного тарифа, констатируют в Правительстве ЯНАО. А до 2015 года тарифы для населения на все виды коммунальных услуг (тепло, вода, водоотвод, электроэнергия) не росли вообще.

«В электроэнергетике наблюдается большой дисбаланс в тарифах между регионами. Также умышленно нарушаются алгоритмы расчетов. К примеру, время потребления электроэнергии в год может составлять максимум 8 760 часов. То есть, 365 дней умножаем на 24 часа. Однако в некоторых регионах по их отчетности получается, что в год они потребляет по 9 и 10 тысяч часов, то есть у них в сутках вероятно не 24 часа, а куда больше, – рассказал Алексей Малоземов. – Многие тарифы установлены не в соответствии с методологией. Подходы к тарифообразованию по всему срезу ЖКХ четко обоснованны, а вот контроль и анализ исполнения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Главные проблемы ЖКХ это не только тарифы, но и отсутствие общей координации. Фактически сейчас три ведомства ведают этой отраслью. Это Минстрой и ЖКХ, это Минэнерго и это Федеральная антимонопольная служба. В правительстве ЖКХ курируют три вице-премьера − Шувалов, Козак и Дворкович. Как известно, у семи нянек дитя без глазу».

 

Сейчас в Уральском федеральном округе Ямал является одним из регионов с самым низким уровнем оплаты коммунальных услуг для населения. К примеру, в марте 2016 года средняя стоимость за 1 кв метр здесь составляла 78,6 рублей, тогда как в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе – 143, 6 рубля. Если же сравнивать Ямало-Ненецкий автономный округ с другими Арктическими территориями России, то жители Мурманской области в среднем платят 142,4 рубля, Ненецкого АО – 158,1 рублей, а Якутии – 128, 6 рублей.

Таким образом, власти ЯНАО смогли продемонстрировать успешный пример развития сферы ЖКХ в регионе, благодаря проделанной серьезной работе по привлечению инвесторов в данный сектор. Даже в сложных экономических условиях.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.