Недостаточное внимание к социокультурным факторам или их игнорирование может приводить к ошибкам в принятии управленческих решений и неучету будущих последствий реализуемых преобразований. Об этом говорится в докладе «Социокультурные факторы инновационные развития и успешного внедрения институциональных преобразований», подготовленном Центром стратегических разработок совместно с Институтом национальных проектов, лабораторией исследования социальных отношений и многообразия общества Российской экономической школы и компанией PwC.
Исследование представляет собой социологический опрос по методике голландского социального психолога Герта Хофстеде, проведенный по гомогенной выборке. В нем приняли участие 1325 сотрудников финансовой организации, работающие в Хабаровском крае, Республике Татарстан, Томской области, Нижегородской области, Республиках Дагестан и Адыгея, Москве, Краснодарском крае, Ленинградской области, Ярославской области, Архангельской области, Республике Коми и Свердловской области.
Эксперты указывают, что социокультурные факторы — это своего рода маленькая гиря на весах, способная склонить чашу весов в одну или другую сторону. Если их не учитывать, то этот процесс ведет к неэффекттивности процесса имплементации реформ и потерям общественного благосостояния, говорится в докладе.
В ходе исследования регионы были разделены на четыре группы. В первую вошли те субъекты Федерации, где родным языком для большей части населения является русский. Сами же люди демонстрируют высокую готовность к изменениям. Связано это с большей самостоятельностью, активностью, готовностью к предпринимательской/ инновационной деятельности, и меньшей приверженностью патерналистским ценностям.
Во вторую группу попали регионы с более консервативно настроенным населением, но для которых русский язык также является родным.
В третьей группе оказались субъекты, где для людей родным является язык, отличный от русского. Попали в эту категорию в основном республики. Эксперты считают, что здесь надо учитывать более общее условие культурной идентичности населения данных регионов. В связи с чем адаптация реформ и изменений здесь проходит сложнее.
В четвертую же группу попали регионы с большим количеством этнических групп. Каждый из них расположен на Северном Кавказе. И они также, как предыдущие, требуют особого подхода при планировании, проведении и адапатации различных преобразований.
Тем не менее, как отмечают специалисты, даже при этническом, религиозном, социально-экономическом разнообразии общего у представителей разных регионов больше, чем различий, что свидетельствует в пользу единства ценностной и социокультурной среды всех регионов России.
В целом, если ссылаться на Герта Хофстеде, для России свойственны относительно высокие дистанция власти, избегание неопределенности и долгосрочная ориентация, относительно низкая маскулинность (нормативные представления о том, какие должны быть мужчины — прим.ред.) и индивидуализм. Такой социокультурный профиль говорит об опасливом отношении к реформам.
Согласно исследованию, наиболее высокий уровень дистанции власти наблюдается в Республике Коми, Архангельской области и Хабаровском крае, а низкий — в Республике Дагестан. Это свидетельствует о низкой вероятности реформ «снизу» в первых трех и относительно высокой в Дагестане, где ожидается большее неприятие каких-либо изменений «сверху». С другой стороны, отмечают эксперты, наиболее благоприятной средой для преобразований как раз могут оказаться Республика Коми, Архангельская область и Хабаровский край, поскольку там людям больше свойственно подчиняться директивам.
Высокий уровень избегания неопределенности характерен для Архангельской области, Нижегородской области и Республики Коми. Специалисты полагают, что население этих субъектов будет более негативно относиться к каким-либо изменениям и не принимать проводимые реформы, но в силу низкого социального капитала и слабо развитых норм гражданской кооперации это сопротивление будет носить скорее пассивный характер. В Дагестане напротив, вероятность коллективной блокировки какого-либо изменения выше в силу социокультурного разнообразия и готовности к изменениям.
Лидерами по показателю индивидуализма являются уже упомянутые Нижегородская область и Республика Коми, а также Краснодарский край. Наиболее коллективистским регионом же считает Республика Дагестан. В первых субъектах жители больше нацелены на самореализацию, независимость, в том числе материальную, инновационную деятельность. А коллективизм в Дагестане может обусловливать большую вероятность коллективного бойкотирования внедряемых изменений. Эксперты предлагают разработать специальный комплекс мер для групп населения, которые в ходе реформ окажутся в проигрыше.
Маскулинность в наибольшей степени проявляется в том же Дагестане, Архангельской области, Свердловской области и Адыгее, в наименьшей — в Ленинградской области и Татарстане. Для крайних двух могут потребоваться дополнительные стимулы для реализации институциональных изменений с отложенными результатами.
По долгосрочной ориентации первые позиции занимают Свердловская и Томская области, последнюю — Республика Адыгея. Таким образом, в Свердловской и Томской областях можно рассчитывать на сравнительно большую эффективность реформ, не дающих немедленного результата. Причем в силу относительно высокой маскулинности, население Свердловской области готово идти на ряд ограничений ради достижения заявленных целей. Между тем в Адыгее могут быть успешно реализованы краткосрочные «рывки» на основе мобилизационных усилий. При этом стоит отдельно отметить, что в Республике Дагестан четыре показателя, кроме долгосрочной ориентации, принимают крайние значения: дистанция власти, избегание неопределенности и индивидуализм являются самыми низкими, а маскулинность — самой высокой среди всех исследованных регионов. Все это говорит о необходимости проводить в регионе особенную политику.
По итогам доклада эксперты пришли к выводу, что при подготовке документов стратегического развития России надо определить социокультурные факторы, способствующие или препятствующие инновационному экономическому развитию России и имплементации необходимых для этого преобразований. Кроме того, необходимо определить регионы, в которых социокультурные факторы будут скорее способствовать или скорее препятствовать такого рода развитию и реализации соответствующих изменений. Также нужно сформировать рекомендации по проектированию преобразований с учетом социокультурной специфики населения России, отмечают в ЦСР.