Пока экс-глава Удмуртии сидит под домашним арестом в Москве по «делу дорожников» о взятках, сами строители дорог продолжают свое дело в Кезском районе Удмуртии. Власти Кеза потратили свыше 170 миллионов рублей на дороги без начала и конца, которые по официальной версии должны вести в села, где осталось по десятку жителей. При этом в районе не нашлось нескольких десятков тысяч рублей для того, чтобы обеспечить проезд туда автобусами.
В бюджете Кезского района на первое полугодие 2017 года было заложено немногим более 300 миллионов рублей, поэтому и дороги здесь строят за счет федерального бюджета. Но, как оказалось, дороги, построенные на многомиллионные субсидии, никуда не ведут. По крайней мере, именно так решили автолюбители, которые пытались проехать по вновь построенным участкам дорог.
Строительство дорог в Кезском районе планировалось при прежнем главе Удмуртии Александре Соловьеве. Так, конкурсы на сайте госзакупок на проектирование дороги (Кез - Кулига - Карсовай) - Доронята и экспертизу проекта проведены в 2016 году, в тот период, когда вся семья бывшего главы региона плотно занималась зарабатывание денег на ремонте и строительстве дорог. Так, Захар Милостивенко, которого называют гражданским мужем дочери руководителя региона Евгении Сирик, возглавлял предприятие «Автодормостпроект», единственное в Удмуртии, имеющее право проектировать ремонт и строительство дорог. Сама Евгения Сирик занимала должности в разнообразных компаниях, поставляющих щебень, песок и прочие материалы для дорожного ремонта. А за проведением конкурсов следила другая дочь, Юлия Башкова, оказавшаяся в кресле заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии.
На прокладку дорог в отдаленных районах республики предприимчивые люди нацелились уже давно. Так, несколько лет тому назад считалось, что села Доронята, Тортым, Спиреныши – это перспективные направление. Тогда там действительно проживали школьники, которых по закону надо было доставлять в школу в соседнем населенном пункте автобусом. Сейчас проехать туда могут только гигантские полноприводные тягачи-лесовозы, а автобусные компании отказываются ездить в эти населенные пункты именно из-за состояния дорог.
Один из жителей Кезского района на условиях анонимности поделился с нашим корреспондентом своим взглядом на историю вопроса: «Пять лет назад решили построить дорогу в процветающий колхоз, где и школа и все остальное. Через пять лет строить начали, а колхоза-то уже нет больше, и там 10 человек проживает, ни школы и ничего нет. Живут там только те, кто не могут переехать».
В селе Доронята сейчас зарегистрировано около 60 жителей, но постоянно там живет порядка 10 человек, среди которых нет ни одного школьника. А в муниципальном образовании Сюрзинском зарегистрировано около 270 жителей. Сама же дорога Сюрзи – Тортым необходима 86 людям (75 зарегистрированы в Тортыме, 11 в деревне Спиреныши).
К настоящему времени в Доронята заканчивают строить участок дороги протяженностью 3,7 км и стоимостью более 75 миллионов рублей. У этого куска вполне приличной трассы нет асфальтированного начала и заканчивается он фактически ничем, такой же разбитой грунтовкой, которая ведет до самого села еще несколько километров. Дорога на Тортым, которая необходима 86 людям (75 зарегистрированы в Тортыме, 11 в деревне Спиреныши) получит из федерального бюджет 96 миллионов 897 тысяч рублей.
Получается, что власти Кезского района на каждого жителя Доронят закапали в землю по 7,5 миллионов рублей. Этой суммы хватило бы на переселение всего населения села в современные квартиры площадью свыше 100 квадратных метров в центре столицы региона Ижевска. А на жителей сел Тортым Спиренышей власти потратили порядка 1 миллиона 126 тысяч рублей.
Простой анализ объявлений по продаже жилья в районном центре Кез показывает, что там можно купить крепкий деревенский дом площадью 60 квадратных метров с участком площадью в 60 соток за 450 тысяч рублей. А это в 2,5 раза меньше, чем стоимость строительства трассы в почти опустевшие деревни, где фактически остались только пенсионеры и те, кто не могут позволить себе переезд в более крупные населенные пункты, например, в районный центр.
Однако, при всей предприимчивости, с которой чиновники осваивают 170 миллиона рублей из федерального бюджета, в районном центре не нашлось денег, чтобы субсидировать пассажирские перевозки. 20 августа, за 21 день до выборов главы Удмуртии и депутатов Госсовета Удмуртии, в Кезе закрылись официальные маршруты автобусов, которые обеспечили перевозки льготных категорий граждан. В районе закрыт и один межмуниципальный маршрут.
До августа 2017 года автобусные рейсы выполняло частное предприятие. Как оказалось, частнику стало невыгодно ездить по этим маршрутам. Отсутствие интереса и автобусных компаний к льготным перевозкам нашему корреспонденту подтвердил заместитель главы районы Дмитрий Ефремов: «Дважды конкурс объявляли, по Кезу никто не заявляется». Кроме того, он рассказал, что они ищут другого перевозчика, который готов заняться перевозками «при условии возмещения выпадающих доходов». Районные власти обратились в министерство финансов за дополнительным финансированием, чтобы обеспечить субсидирование автобусных маршрутов. По словам чиновника, Минфин Удмуртии письмо с этой просьбой принял, но пока молчит.
Информацию о переговорах с районными властями, как и необходимость возмещения убытков от перевозок подтвердили и на предприятии «Удмуртавтотранс», с которым у Кезского района когда-то давно уже был заключен договор на оказание услуг пассажирских перевозок и с которым сейчас ведутся переговоры.
В итоге в бюджете района, который на первое полугодие составляет около 300 миллионов рублей, не нашлось нескольких десятков тысяч рублей, чтобы общественный транспорт функционировал бесперебойно. При этом чиновники, не смущаясь тратят 170 миллионов рублей на дороги, которыми теоретически могут воспользоваться несколько десятков человек. Но как они смогут воспользоваться ими, если по ним не пойдет автобус?
То есть для простого жителя Кезского района это какой-то замкнутый круг: если нет дорог, то к ним не к ним невозможно проехать, если есть дороги – то у местных властей нет денег, чтобы обеспечить жителей общественным транспортом. Ну а местные власти смогут отчитаться об успешном строительстве дорог за федеральный счет.