На петербургском Балтийском заводе рассчитывают, что серийные атомные ледоколы серии 22220 будут строиться быстрее головной «Арктики», сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе предприятия.
В пятницу на Балтийском заводе в Петербурге состоялся спуск первого серийного ледокола «Сибирь» проекта 22220. Пока не создан ледокол «Лидер», находящийся в разработке, суда именно этого проекта будут мощнейшими в мире.
Курс на обновление атомного флота
Атомный флот России нуждается в обновлении, не раз заявляли эксперты. Сейчас в эксплуатации находятся атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», эксплуатационные возможности которых не раз продавались, также в северных широтах работает ледокол «Ямал» из класса «Арктика», и самый молодой из работающий ледокол «50 лет Победы». Поскольку освоение Арктики, ставшее стратегической задачей, невозможно без атомоходов, «Росатом» решил строить новые.
Заказ на головной ледокол «Арктика» поступил на «Балтийский завод – Судостроение» от Росатомфлота в 2012 году, на эти средства было выделено из бюджета 37 млрд рублей. Технический проект еще в 2009 году разработал ЦКБ «Айсберг».
Согласно проекту, новый ледокол обладает мощностью 60 МВт и предназначен для работы как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Судно способно проходить даже через толстые арктические льды благодаря двуосадочной конструкции. Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения мощностью 175 МВт, которая была разработана специально для этого проекта, отметили в пресс-службе Балтийского завода.
Еще на два ледокола серии — «Сибирь» и «Урал» «Росатом» заказал в 2014 году, сумма контракта составила 84,4 млрд рублей.
Переносы сроков
Строительство головного ледокола «Арктика» сопровождается задержками. По плану атомоход должен был быть сдан в 2017 году, однако из-за задержки поставки комплектующих сроки сдачи перенесли на 2019 год.
Главной проблемой, из-за которой «Арктика» не может быть сдана в сроки, – турбины. Испытания комплектующих должны были пройти на Харьковском турбинном заводе на Украине, но после 2014 года стенд пришлось строить в Петербурге на «Киров-энергомаше» (входит в «Кировский завод»).
«Почти 30-месячная задержка поставки паротурбинной установки стала ключевой причиной задержки сроков по ледоколу «Арктика». Из-за отсутствия оборудования мы не могли проводить и собственные работы, связанные с монтажом и обстройкой помещений», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе Балтийского завода.
На днях одна часть установки все-таки поступила на завод. Сейчас ожидается ее монтаж, в ноябре, рассчитывают на предприятии, поступит и вторая часть, что позволить сдать «Арктику» в установленные сроки.
«Серийные корабли строить быстрее, потому что на них уже отработана и усовершенствована рабочая документация, учтены ошибки и недоработки проекта (которые устранялись на головном заказе в процессе строительства). Кроме того, учитывается опыт судостроителей и понимание всех возможных сложностей», – уточнили на Балтийском заводе.
Атомные ледоколы – национальное достояние
После церемонии спуска президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в беседе с журналистами выразил мнение, что серийное судостроение ледоколов России сможет конкурировать даже с Китаем.
«Есть перспективы того, что серийное судостроение в России будет конкурентноспособнее и наверняка сможет конкурировать с японцами, корейцами, и я не побоюсь этого слова – с китайцами», – сказал он.
Если говорить именно об атомных ледоколах, считает главный конструктор по судам ледового класса петербургского ЦНИИ имени Крылова Валерий Беляшов, у России конкурентов нет и не ожидается.
«Здесь ни Китай, никто (не конкурент). Корпус могут построить многие страны – но тоже не все, поскольку толстую сталь не все варить умеют. А вот оборудование – это только мы», – отметил эксперт.
Ни у одной стран мира, по его словам, нет компетенций, позволяющих построить атомный ледокол, сопоставимый с машинами серии 22220. Кроме того, за рубежом есть сложности и в эксплуатации и обслуживании атомных судов. Так, международное законодательство запрещает им заходы в порты, есть требования по безопасности, экологии.
Между тем, отмечает специалист, в России доказали безопасность атомных ледоколов, особенно с новейшими реакторами, разработанными в КБ Африкантова.
«Они и к утилизации изначально приготовлены. Там никаких опасных работ не надо», – добавил Беляшов.
По его словам, атомный ледокол – «это национальное достояние России».
«Я думаю, мы эти ледоколы продавать не будем никогда. Мы их сдаем в аренду, например, когда американцы просят, если у них застревают суда в северо-западном проходе. Тогда они просят помощи наших атомных ледоколов. Но ледоколы никто продавать не будет. Это нереально. Да никто и не купит. Его же потом обслуживать нужно: текущий ремонт, смена топлива, специализированные суда – это целая система безопасности», – резюмировал конструктор.
Фото: Армалит