Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

На Балтийском заводе рассчитывают, что атомные ледоколы серии 22220 будут строиться быстрее головной «Арктики»

На петербургском Балтийском заводе рассчитывают, что серийные атомные ледоколы серии 22220 будут строиться быстрее головной «Арктики», сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе предприятия.

В пятницу на Балтийском заводе в Петербурге состоялся спуск первого серийного ледокола «Сибирь» проекта 22220. Пока не создан ледокол «Лидер», находящийся в разработке, суда именно этого проекта будут мощнейшими в мире.

Курс на обновление атомного флота

Атомный флот России нуждается в обновлении, не раз заявляли эксперты. Сейчас в эксплуатации находятся атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», эксплуатационные возможности которых не раз продавались, также в северных широтах работает ледокол «Ямал» из класса «Арктика», и самый молодой из работающий ледокол «50 лет Победы». Поскольку освоение Арктики, ставшее стратегической задачей, невозможно без атомоходов, «Росатом» решил строить новые.

Заказ на головной ледокол «Арктика» поступил на «Балтийский завод – Судостроение» от Росатомфлота в 2012 году, на эти средства было выделено из бюджета 37 млрд рублей. Технический проект еще в 2009 году  разработал ЦКБ «Айсберг».

Согласно проекту, новый ледокол обладает мощностью 60 МВт и предназначен для работы как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Судно способно проходить даже через толстые арктические льды благодаря двуосадочной конструкции. Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения мощностью 175 МВт, которая была разработана специально для этого проекта, отметили в пресс-службе Балтийского завода.

Еще на два ледокола серии — «Сибирь» и «Урал» «Росатом» заказал в 2014 году, сумма контракта составила 84,4 млрд рублей.

Переносы сроков

Строительство головного ледокола «Арктика» сопровождается задержками. По плану атомоход должен был быть сдан в 2017 году,  однако из-за задержки поставки комплектующих сроки сдачи перенесли на 2019 год.
Главной проблемой, из-за которой «Арктика» не может быть сдана в сроки, – турбины. Испытания комплектующих должны были пройти на Харьковском турбинном заводе на Украине, но после 2014 года стенд пришлось строить в Петербурге на «Киров-энергомаше» (входит в «Кировский завод»).

«Почти 30-месячная задержка поставки паротурбинной установки стала ключевой причиной задержки сроков по ледоколу «Арктика». Из-за отсутствия оборудования мы не могли проводить и собственные работы, связанные с монтажом и обстройкой помещений», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе Балтийского завода.

На днях одна часть установки все-таки поступила на завод. Сейчас ожидается ее монтаж, в ноябре, рассчитывают на предприятии, поступит и вторая часть, что позволить сдать «Арктику» в установленные сроки.  
«Серийные корабли строить быстрее, потому что на них уже отработана и усовершенствована рабочая документация, учтены ошибки и недоработки проекта (которые устранялись на головном заказе в процессе строительства). Кроме того, учитывается опыт судостроителей и понимание всех возможных сложностей», – уточнили на Балтийском заводе.

Атомные ледоколы – национальное достояние

После церемонии спуска президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в беседе с журналистами выразил мнение, что серийное судостроение ледоколов России сможет конкурировать даже с Китаем.

«Есть перспективы того, что серийное судостроение в России будет конкурентноспособнее и наверняка сможет конкурировать с японцами, корейцами, и я не побоюсь этого слова – с китайцами», – сказал он.

Если говорить именно об атомных ледоколах, считает главный конструктор по судам ледового класса петербургского ЦНИИ имени Крылова Валерий Беляшов, у России конкурентов нет и не ожидается.
«Здесь ни Китай, никто (не конкурент). Корпус могут построить многие страны – но тоже не все, поскольку толстую сталь не все варить умеют. А вот оборудование – это только мы», – отметил эксперт.

Ни у одной стран мира, по его словам, нет компетенций, позволяющих построить атомный ледокол, сопоставимый с машинами серии 22220. Кроме того, за рубежом есть сложности и в эксплуатации и обслуживании атомных судов. Так, международное законодательство запрещает им заходы в порты, есть требования по безопасности, экологии.

Между тем, отмечает специалист, в России доказали безопасность атомных ледоколов, особенно с новейшими реакторами, разработанными в КБ Африкантова.

«Они и к утилизации изначально приготовлены. Там никаких опасных работ не надо», – добавил Беляшов.

По его словам, атомный ледокол – «это национальное достояние России».

«Я думаю, мы эти ледоколы продавать не будем никогда. Мы их сдаем в аренду, например, когда американцы просят, если у них застревают суда в северо-западном проходе. Тогда они просят помощи наших атомных ледоколов. Но ледоколы никто продавать не будет. Это нереально. Да никто и не купит. Его же потом обслуживать нужно: текущий ремонт, смена топлива, специализированные суда – это целая система безопасности», – резюмировал конструктор.

Фото: Армалит

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.