Top.Mail.Ru
Политика
Челябинская область
0

«Мелочей на выборах не бывает»

В России завершились избирательные кампании, которые проходили в единый день голосования 10 сентября. Однако сотрудникам избиркомов отдыхать не приходится: уже сегодня началась подготовка к выборам президента России, назначенным на весну 2018 года. Об итогах и особенностях последних избирательных кампаний рассуждает председатель избиркома Челябинской области Сергей Обертас.

– Сергей Владимирович, Челябинская область в 2017 году закончила выборный цикл. По вашему мнению, нам есть чем гордиться?

– Несмотря на то, что в Челябинской области в единый день голосования 10 сентября проходили только местные выборы, мы в полной мере применяли новые технологии, предусмотренные законодательством о выборах, в частности, технологии изготовления протоколов участковых избирательных комиссий с применение QR-кодов. Протокол сканировался территориальной избирательной комиссией. Всего мы обучили более 300 человек, технология была применена на всех участках. С этой задачей мы справились, сбоев не было.

Мы провели серьезную предварительную подготовку по обеспечению техникой для применения технологии ускоренного ввода протоколов с QR-кодом. Если для городов обеспечение техникой – простой вопрос, то для многих сельских поселений возникла проблема: были сложности с наличием необходимого оборудования. Ее решение во многом легло на глав муниципальных образований. В итоге 100% участков были обеспечены необходимой техникой, что дало возможность применить этот инструмент повсеместно. На выборах президента эта технология будет применяться на всех избирательных участках, а их – 2280. Мы ее успешно апробировали, она действительно упрощает работу по вводу данных протоколов, что в итоге позволяет ускорить получение итогов, а также помогает исключить ошибки, связанные с «человеческим фактором». Программа просто не дает распечатать протокол с ошибками. Да, мы переживали. В избирательной комиссии Челябинской области был создан обучающий кабинет, мы тренировали специалистов в формате семинаров и мастер–классов. Мы были уверены в кадрах, в людях, но другое дело – техника. Проводили тренировки, на которых иногда бывали сбои – где-то не срабатывал сканер, сбой мог возникнуть технический, далеко не все зависело от уровня профессиональной подготовки членов участковых избирательных комиссий.

В целом то, что прошло 10 сентября – это предварительный итог, и он радует. Все участники электорального процесса вели себя корректно. Выборы состоялись, признаны легитимными и действительными по всем нашим 140 маленьким участкам, по всем 140 мандатам.

Поскольку в Челябинской области проводились только муниципальные выборы, у нас не использовалась еще одна новая технология: голосование граждан, которые в день голосования не смогут прибыть на свой участок по уважительной причине. Эта технология является заменой досрочного голосования и голосования по открепительному удостоверению. Она уже использовалась на выборах в 20 субъектах федерации, где проходили избирательные кампании регионального уровня, например, в Свердловской области, в Пермском крае. Но, несмотря на это, мы внимательно следили и изучали их опыт и проблемы, с которыми они сталкивались в реализации голосования избирателей по месту нахождения. Теперь нам предстоит применить этот порядок на выборах президента.

– Думаете о прошлом или смотрите вперед?

Несмотря на то, что официально избирательная кампания еще не стартовала, подготовка к ней в облизбиркоме ведется полным ходом. Да, я уже смотрю вперед. Мы готовимся к реализации новых технологий, которые были опробованы нами и нашими коллегами.

– Ни в одном муниципалитете по Челябинской области явка не преодолела порога в 50%. А отразилось бы на явке проведение выборов более крупных – губернатора, ЗСО, Госдумы?

– Явка по Челябинской области составила в среднем 32,36%. Считаю ее нормальной. Местные выборы имеют свою специфику, они интересны своей интригой. Избирательные округа на муниципальных выборах небольшие, очень часто избиратели вживую знают тех, кого выбирают, ведь это их коллеги, соседи, одноклассники. Избиратели четко понимают, к кому завтра они пойдут решать свои местные проблемы. Ну а большие выборы привлекают внимание своей значимостью и масштабностью. Вот, например, приехал в город президент – все об этом знают, А приехал Лев Лещенко – тоже как бы знают, но… не все – только заинтересованные. Так и здесь, на выборах.

Явка действительно важна. Поскольку мы говорим о выборных органах, которые должны быть поддержаны большим количеством избирателей, для того, чтобы действительно быть представительными. В этой части у избирательной комиссии две задачи: создать условия для реализации избирательных прав граждан, а также защитить их волеизъявление, выраженное в результате выборов.

В организации процесса голосования очень много нюансов. Мелочей здесь не бывает. Вот например, новая технология, о которой я говорил – голосование для избирателей, которые по уважительной причине не смогут проголосовать по месту регистрации, они получат право голосовать по месту фактического нахождения. И задача избирательной комиссии – создать условия для реализации этого права.

Условно говоря, гражданин, проживающий фактически в Челябинске, а сам зарегистрирован где-нибудь в Верхнеуральске, он может прийти в определенное место заявить о своей проблеме, и написать заявление. Он может обращаться в участковую комиссию, в территориальную, в МФЦ, на сайт gosuslugi.ru Да-да, мы сейчас и с МФЦ начали большую работу.

– Это вы уже в будущее заглядывать начали…

– Ну а как иначе? Ведем работу по программе «Доступная среда». Она направлена на обеспечение реализации прав для большего количества граждан с ограниченными возможностями по здоровью. К сожалению, есть территории, где концентрация граждан большая, а избирательные участки располагаются даже не на втором – на четвертом этаже в школах и прочих объектах, предназначенных для выборов. В Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Катав-Ивановске мы уже существенно уменьшили количество «недоступных» для пожилых и инвалидов комиссий.

– А на какие деньги ведется техническое оснащение? Вообще, каков бюджет организационных работ по выборам?

– Если мы говорим о программе «Доступная среда», то ее обеспечение лежит на главах муниципальных образований. Выборы, в зависимости от уровня, финансируются из соответствующих бюджетов: муниципальные – из муниципального бюджета, областные – из регионального бюджета, федеральные – из федеральной казны. Но есть ведь и расходы другого уровня, чисто оргмоменты. 5 октября мы пообщались с коллегами из Тюмени, из Калининграда – там также как у нас, доходило до того, что свои ноутбуки из дома приносили. Вот на сегодня территориальные комиссии из бюджета камерами обеспечены. Прорабатывается вопрос об установке цифровых современных каналов связи. Это федеральная программа, финансируется через ЦИК. А как иначе? Это огромная сеть, у нас в ТИКах до сих пор стоят модемы образца 1996 года. Их мы сейчас и обновляем. Процесс идет непрерывно. С учетом обеспечения информационной безопасности.

– Сергей Владимирович, вернемся к итогам прошедшей кампании. Еще в августе в облизбирком жаловались кандидаты от «Справедливой России» из поселка Роза– на давление со стороны местных чиновников.

– Действительно, несколько кандидатов «Справедливой России» обозначили проблему давления на них со стороны глав муниципальных образований. Избирательная комиссия незамедлительно подключилась к этой проблеме, ведь мы стоим на защите избирательных прав не только тех, кто голосует, но и прав кандидатов. Был создан ситуационный центр с круглосуточным телефоном горячей линии для кандидатов, с юридическими и психологическими консультациями. Главам муниципалитетов были направлены разъяснения о недопустимости какого-либо давления на реализацию избирательного права гражданина. После проведенной работы все вопросы о голодовке кандидатов были сняты. Что касается непосредственно факта давления – этим вопросом занимались правоохранительные органы. Насколько мне известно, в адрес глав были вынесены предостережения со стороны органов прокуратуры.
Кандидаты в период избирательной кампании наделены особой защитой своих прав, даже трудовых, Например, в период избирательной кампании их нельзя уволить. Именно в этом направлении и работал наш ситуационный центр, разъясняя их права.

– Как вы считаете, почему активно муссировались такие яркие публичные заявления о жалобах, о голодовке? Пытались раздуть скандал?

– Вы лучше меня знаете, что не вся информация, которая попадает в СМИ, действительно является достоверной, не все обращения, возникающие на местах, являются нарушениями или подтверждаются. Например, в день голосования на официальной странице партии «Справедливая Россия» была обнародована информация о том, что все конверты досрочно проголосовавших в Верхнеуральском районе не имеют подписи членов комиссии. Незамедлительно в Верхнеуральск выехали заместитель председателя облизбиркома, представители территориальной комиссии. В итоге данные не подтвердились, все конверты имели подписи и печати комиссий и наблюдателей. Много шума из ничего.

– Много было шума по досрочному голосованию в поселке Роза, якобы оно было достаточно высоким? Был подвоз?

– Сама по себе доставка граждан на участки не запрещена законом. Другой вопрос, действительно ли доставка граждан была, и кем она производилась, поскольку такая доставка в соответствии с законодательством о выборах не может осуществляться кандидатом и их доверенными лицами. Насколько мне известно, проверка правоохранительных органов по указанным обращениям завершена, нарушений не выявлено.

Большой процент досрочного голосования всегда вызывает определенное недоверие и опасения со стороны избирательных комиссий как организаторов выборов. Мы тоже были этим обеспокоены. Досрочное голосование зачастую действительно являлось инструментом для нарушений законодательства о выборах. Но это палка «о двух концах». С одной стороны - наши опасения, с другой стороны, мы не можем не дать избирателю возможности проголосовать досрочно при наличии всех предусмотренных законом причин. Наверное, пришло время создания иного механизма для замены досрочного голосования. И этот вопрос сегодня широко обсуждается и на уровне Центральной избирательной комиссии.

– А выборы в Челябинске 10 сентября? Все ждали, что борьба развернется между партиями парламентской оппозиции, а в Челябинске взяли и выступили активисты «Российской партии пенсионеров за справедливость». И как выступили – в четырех из пяти округов по областному центру заняли вторые места, далеко опередив и «СР», и ЛДПР, и КПРФ. На политическом поле появился новый игрок?

– Это действительно интересный феномен. Новое региональное отделение политической партии действительно активно участвовало в избирательной кампании, ну а итог – результат ее работы в политическом пространстве на выборах.

– Чем это могло быть вызвано?

– Если вы хотите знать мое мнение, возможно, сыграл фактор принадлежности кандидатов к медицине. В нашем обществе особое отношение и доверие к людям «в белых халатах», особенно у лиц пожилого возраста. У новой партии правильно было выбрано электоральное направление.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.