В результате муниципальных выборов 2017 года в Москве впервые за последние 10 лет появились районы, в муниципальных собраниях которых нет депутатов от «Единой России». В частности, партия «Яблоко» получила большинство в шести московских районах. Агентство политической и экономической информации (АПЭК) подготовило доклад, в котором анализируется политическая ситуация в оппозиционных районах и взаимоотношения между бывшими союзниками.
Противостояние: Центр-периферия и «оппозиционная дуга»
По мнению авторов доклада, запрос у избирателя на «Яблоко» – это скорее запрос на дееспособную альтернативу парламентской оппозиции, чем доказательство увеличения идейных сторонников партии. Население поддержало оппозицию, несмотря на открытые конфликты в ее рядах во время избирательной кампании. Однако наблюдается очевидная полярность в политических предпочтениях центра и периферии города. В этой связи АПЭК выделяет различия между политическими предпочтениями Центрального (ЦАО) и Юго-западного округов (ЮЗАО), с одной стороны, и остальными частями города, с другой.
ЦАО по сравнению с остальной территорией Москвы обладает высоким уровнем развития всех видов инфраструктуры. Здесь условия жизни благоприятнее, а население обладает большими возможностями. Аналитики АПЭК именно с этим связывают главные особенности электорального поведения жителей: высокий интерес к голосованию (уровень явки в центральных районах достиг 20% при средней явке в 15%), запрос на альтернативу действующей власти. При том, что Москва характеризуется чрезвычайно разнородной структурой политических предпочтений даже в рамках одного округа. Так районы Беговой, Хорошевский, Аэропорт и Сокол имеют четко выраженную дополнительную маркировку престижности в сравнении с другими районами Северного административного округа. Замыкается оппозиционная дуга в ЮЗАО, который является самым «научным» в столице. Как следствие, в Академическом, Гагаринском и Ломоносовском районах «Яблоко» завоевало большинство. Во время предвыборной кампании Гагаринскому району уделялось особое внимание. Этот «научный» элитный район уже давно отличался наличием протестного потенциала. Но есть и «остальная Москва», которая и решила исход выборов. Так называемые спальные и «рабочие» районы отличаются низкой активностью и недоверием к институту выборов. В них в основном сосредоточена целевая аудитория «Единой России». Здесь, то есть за пределами «оппозиционной дуги», оппозиционным силам не удалось мобилизовать своих сторонников.
Причины раскола «победителей 10 сентября»
Авторы доклада объяснили успеха «Яблока» проектом Гудкова-Каца, в соответствии с которым новые технологические инструменты агитации в совокупности с традиционными способствовали явке оппозиционного электората, который не дал реализовать сценарий «тихие выборы». Однако между «триумфаторами» явно пробежала черная кошка. Руководитель штаба Дмитрия Гудкова – Максим Кац, не упускает возможности подчеркнуть заслуги собственного проекта. В свою очередь районные активисты, большинство из которых также оказались в списке Гудкова-Каца, настаивают, что справились собственными силами. Оппозиционные группы районов Тимирязевский, Красносельский, Зюзино, Черемушки утверждают, что проводили работу с избирателями самостоятельно и не считают проект Каца залогом своего успеха. Объективно оценить вклад в «победу» каждой из сторон не представляется возможным.
После завершения выборов муниципальных депутатов в среде оппозиционных сил наблюдается явное брожение. Прежде всего оценка оппозиционерами результатов выборов как своей победы не соответствует действительности. Кроме того, каждый из «победителей» стремится показать свой решающий вклад в общее дело. Попытки обозначить себя как решающую силу во многом являются средством борьбы за лидерство. Однако в глазах населения, отдавшего за «Яблоко» свои голоса, это выглядит скорее как начинающийся раскол.
АПЭК считает, что основная проблема взаимоотношений между Кацем и местными депутатами-активистами заключается в специфике понимания полномочий местного самоуправления. Один за другим состоялись два конгресса муниципальных депутатов, которые проводились независимо друг от друга. Обособление от команды Каца группы депутатов, например, Ильи Яшина (Красносельский район), Константина Янкаускаса (Зюзино), Юлии Галяминой (Тимирязевский район) объясняется тем, что они делают на местное самоуправление реальную ставку. В их повестке – новый закон о муниципалитетах, бюджет города, расширение полномочий муниципальных депутатов. Вопрос о муниципальном фильтре также поднимался этой группой, но он не был главным. Главной целью конгресса независимых депутатов 1 октября было реальное повышение политической субъектности муниципального уровня власти в Москве.
По мнению экспертов АПЭК, для Каца деятельность муниципальных депутатов – это прежде всего инструмент политической эскалации. Его главный принцип при отборе кандидатов («Если вы против Путина - то мы вам поможем»), очевидно, был рассчитан на долгосрочную перспективу: кандидаты, не поддерживающие «Единую Россию», не вступят с ней в коалицию и на выборах мэра поддержат Дмитрия Гудкова. Поэтому на Великом конгрессе, который состоялся днем раньше, чем конгресс независимых депутатов, были обозначены два главных вопроса: полномочия муниципальных депутатов и муниципальный фильтр. Онлайн-площадка Гудкова, ориентированная на помощь кандидатам в выдвижении, плавно трансформируется в проект по его продвижению как кандидата в мэры Москвы.
В этой связи АПЭК прогнозирует, что достижение компромисса между этими группами станет проблематичным. Причем конфликты по самым незначительным вопросам только ярче демонстрируют несогласованность позиций. Даже в тех районах, в которых «Яблоко» завоевало большинство, отсутствует возможность безболезненно выбрать своего председателя совета муниципальных депутатов. Хамовники были районом, в котором противоречия между «демократическими» кандидатами наблюдались еще во время избирательной кампании. После выборов борьба между двумя оппозиционными коалициями продолжилась с большей силой.
Авторы доклада отмечают, что противостоянию между группами Каца и Митрохина не помешала даже тактическая нецелесообразность данной борьбы. Несмотря на то, что контроль над муниципальным собранием в Хамовниках у оппозиционных сил, исполняющим обязанности главы муниципального округа остается представитель «Единой России». Более того, история с выборами председателя совета выходит далеко за пределы самого района, разбивая муниципальных депутатов от оппозиции на два лагеря. Проект, который, как принято считать, позволил добиться оппозиции успеха на выборах, слабо трансформируется для повседневной работы. В настоящий момент усиливается раскол между старыми и новопришедшими членами партии. Противостояние между Митрохиным и Гудковым, которые оба изъявляют желание баллотироваться на пост мэра Москвы при поддержке партии, только усиливает внутренние конфликты.
Оспаривать позиции Митрохина внутри партии Кацу позволяет то, что стратегия, которая была им предложена, оказалась весьма действенной. Программу-максимум – преодолеть муниципальный фильтр – выполнить не удалось. А вот программу-минимум – заручиться поддержкой новых членов партии и заработать дополнительные очки у старых партийцев – у Каца получилось. Это позволяет громко заявлять о намерениях сместить Сергея Митрохина с поста председателя регионального отделения «Яблока».
Тактика мэрии и борьба за главенство в столичных муниципалитетах
АПЭК констатирует, что мэрия выстраивает свою позицию хотя «Единая Россия» представлена в некоторых районах в меньшинстве или даже вовсе не представлена. В долгосрочную перспективу существования либерального блока власти города не верят. В пользу этого говорит отсутствует у оппозиции единого центра координации. При этом районные активисты; команда Гудкова-Каца; Навальный, который себя на муниципальных выборах и не проявил, но также позиционирует себя как главную оппозиционную силу - все они видят различные пути достижения общих целей. При таком соотношении сил, учитывая, что «Единая Россия» получила большинство в Москве, власти сохраняют уверенность в своих позициях.
Во многих муниципалитетах, где оппозиция получила большинство, не удалось сразу выбрать председателя, в других выборы принимают скандальный характер. Главная цель, которую ставит перед собой мэрия, – выбор «своего» председателя муниципального округа и формирование ситуативных коалиций. После муниципальных выборов в совет муниципальных депутатов прошло большое количество самовыдвиженцев, и это позволяет «Единой России» мобилизовывать сторонников. В тот момент, пока в «Яблоке» не могут прийти к соглашению по второстепенным вопросам, мэрия относительно эффективно борется за избрание на пост главы муниципального округа удобных для нее кандидатов.
Тактика мэрии, выработанная в условиях образования «оппозиционных» муниципалитетов, позволяет контролировать большую часть города и устанавливать свои правила в тех районах, где оппозиция не может договориться между собой. Наличие оппозиционных муниципалитетов не меняет кардинальным образом общее соотношение сил в Москве и не является прямой угрозой доминирующему положению «Единой России». Более того, в условиях значительно отличающихся позиций и нескоординированных действий по организационным и кадровым вопросам групп Митрохина, Гудкова-Каца, а также самовыдвиженцев главным ситуативным выгодоприобретателем от неопределенности становится именно «Единая Россия». Тем не менее, АПЭК отмечает наличие значительных рисков для столичных властей в случае, если «оппозиционная дуга» будет расширяться.
Фото: yabloko.ru