Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Баррели по осени считают. Новак рассказал о перспективах российского ТЭК

Стабильность России в объемах добываемой нефти, растущий рынок газа, льготы для месторождений-«малышей» и общественный транспорт на электричестве - министр энергетики РФ Александр Новак сегодня рассказал депутатам Госдумы о перспективах топливно-энергетического комплекса. Подробности — в материале «ФедералПресс».

Дедлайн добычи нефти — в октябре

В нынешнем месяце Россия полностью исполнит свои обязательства по сокращению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК и стран, не входящих в картель, сообщил министр.

«Мы полностью выполняем обязательства, взятые на себя в рамках соглашения, даже несколько идет перевыполнение. По результатам месяца мы дадим точную цифру, но точно могу сказать, что мы 300 тыс. баррелей сокращения относительно октября прошлого года мы выполним», - сказал Новак.

Он уточнил, что в случае, если соглашение о сокращении добычи не будет продлено, то прирост по объемам нефти в России составит около 3,5-4 млн тонн, а общий прогнозируемый объем добычи — 551 млн тонн. Плановый показатель на текущий год — 547 млн тонн нефти.

«По прогнозу, в 2018 году у нас будет небольшой прирост относительно 2017 года, но это во многом будет зависеть от того, какие решения будут приняты относительно продления или не продления соглашения между странами ОПЕК и не-ОПЕК. Прогнозы будут находиться в диапазоне от существующего уровня до возможного увеличения, если сделка не будет продлена», - пояснил министр.

Для контроля исполнения соглашения и дальнейшей ситуации на рынке картель предлагает ввести мониторинг экспорта нефти. Однако для этих целей было бы полезно отмечать и другие показатели рынка, считает Новак: «Мы поддержали предложение по введению дополнительных механизмов мониторинга, помимо добычи, там может быть экспорт, запасы, потребление в других странах - то есть все показатели, которые характеризуют состояние рынка».

Отметим, в октябре средняя цена барреля нефти ОПЕК составила 54,94 доллара, средний показатель в 2017 году составил 50,52 доллара. По состоянию на 25 октября цена барреля нефти сорта Brent составила 58,5 доллара.

Стимулы не только гигантам, но и «малышам»

В начале октября Минфин РФ и «Роснефть» согласовали инвестиционные стимулы для высокообводненного Самотлорского месторождения. Компания получит ежегодное снижение выплат по НДПИ на 35 млрд рублей в год, обязуясь взамен вложить инвестиции в дальнейшую разработку актива и повышение коэффицента извлечения нефти.

Сейчас министерство задумалась о предоставлении инвестиционных стимулов для разработки малых месторождений. «В настоящее время мы наблюдаем снижение интереса инвесторов к разработке мелких месторождений. Мы наблюдаем отсутствие финансовых стимулов вовлекать их в разработку, применять новейшие технологии, позволяющие выводить на приемлемые уровни окупаемости. Мы сейчас работаем над пакетом стимулирующих мер», - сообщил Александр Новак.

Стимулировать добычу предполагается на месторождениях с запасами менее 5 млн тонн, и конкретный механизм пока прорабатывается. Как пояснил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, претендовать на стимулы смогут те малые месторождения, которые не экпортируют нефть, и становятся невыгодными к добыче на фоне растущего НДПИ и снижения экспортной пошлины.

В целом же в России себестоимость добычи нефти сейчас находится на уровне в 10-15 долларов за баррель, уточнил Александр Новак. Однако, в случае, если речь идет о новом месторождении (особенно в сложных природных условиях — к примеру, на шельфе Арктики) этот показатель вырастает до 40-50 баррелей.

«Сила Сибири» и СПГ помогут газифицировать Дальний Восток

По данным Росстата, опубликованным 17 октября, добыча нефти в РФ, включая газовый конденсат, за январь-сентябрь выросла в годовом выражении на 0,5 % (409 млн тонн), добыча газа — на 13,3 % (438 млрд кубометров).

Однако парламентарии отметили факт — для бытового использования газ в России доступен не в полном объеме, во многом — из-за крайне медленной газификации регионов.

«В целях стимулирования темпов газификации, в том числе определения полномочий, прав, обязанностей органов местного самоуправления и организации газоснабжения министерством энергетики подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в закон о газоснабжении Российской Федерации. Завтра он будет рассматриваться на заседании правительства РФ, впоследствии будет внесен в Государственную думу. Рассчитываем на вашу поддержку, уважаемые депутаты», - обратился к парламентариям Новак.

Он также отметил, что для традиционно «проблемных» в части газификации дальневосточных регионов драйвером станет газопровод «Сила Сибири». Также газоснабжение может вестись за счет альтернативных источников — к примеру, сжиженного попутного и углеводородного газа.

Автобусы перейдут на электричество, автомобили — на газ

В целом средний уровень газификации регионов России сейчас составляет 67 %, целевой уровень — 85 %. При этом еще одним потенциальным внутренним рынком сбыта могут стать автолюбители — согласно прогнозу Минэнерго, к 2020 году количество автомашин, работающих на газомоторном топливе, вырастет до 250 тыс. единиц (сейчас оно оставляет порядка 30 тыс.). Число газозаправочных станций к 2020 году в России вырастет до 1 тыс.

Однако машины ЖКХ и общественный транспорт в России могут перейти на электричество, что благотворно повлияет на экологичность регионов и населенных пунктов.

«Премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев недавно проводил совещание по развитию промышленности и производства электромобилей, инфраструктуры. Были даны соответствующие поручения федеральным органам власти по выработке мер, направленных на развитие в нашей стране транспорта, работающего на электричестве. Конечно, в первую очередь, речь идет о перевозках в жилищно-коммунальном хозяйстве, общественном транспорте - там, где на сегодняшний день требуется существенная замена», - сказал Новак.

Минэнерго при этом поддерживает развитие необходимой инфраструктуры, которым занимается компания «Россети», и занимается разработкой нормативно-правовой базы, направленной на развитие заправочного комплекса. Однако реализация таких мер зависит от стоимости электротранспорта относительно существующих видов транспорта.

«Я считаю, что в любом случае мир и наша страна будут двигаться в этом направлении, но скорость этого движения до конца не ясна. Пока, к сожалению, это дорого и требует существенных субсидий со стороны покупающих предприятий, бюджетной сферы либо промышленных компаний», - заключил Новак.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.