На Ямале масштабная вакцинация оленей от сибирской язвы оказалась под угрозой из-за недоверия к ней представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Оленеводы отказываются от прививок для своих животных, считая, что от этого они умирают. Эксперты подтверждают, что оленей не прививали уже много лет, поэтому слабые животные, действительно, плохо переносят вакцинацию, однако предупреждают, что сибирская язва гораздо опаснее как для животных, так и для самих оленеводов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Вакцинация оленей стартовала в этом году впервые за десять лет. В 2007 году ее исключили из плана противоэпизоотических мероприятий, что стало одной из причин вспышки сибирской язвы на Ямале. На сегодняшний день уколы поставили 80 % северных оленей в округе. Из окружного бюджета на эти цели было выделено 134 млн рублей, большая часть которых пошла на авиаперелеты.
«Вакцинация против сибирской язвы проводится на всей территории автономного округа. Ежегодная вакцинация защищает оленье стадо от возникновения этой заразной болезни. Во время проведения мероприятия, согласно инструкции, прививаются не все животные. Вакцина не вводится за 1 месяц до и 10 дней после отела важенок, молодняку до 3-х месячного возраста, больным животным. При проведении массовых обработок важно добиться формирования группового иммунитета. Для этого нужно привить не менее 75% животных в стаде», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе губернатор Ямала.
Однако сами оленеводы утверждают, что после вакцинации олени погибают. Тундровик Алексей Вануйто, животновод со стажем более 12 лет, рассказал корреспонденту «ФедералПресс», что сначала относился к вакцинации положительно, хоть и с опаской, а теперь не знает, что и думать. «До 2014 года у нас с братом было 300 голов, после так называемой сибирской язвы осталось чуть больше сотни. А после вакцинации падеж оленей возобновился. Это факт. Примерно 15-20 все же пало, в основном телята. После прививки заболели копыткой (некробактериоз – прим.ред.), вылечить не удалось», – заявил Алексей Вануйто.
Информацию «ФедералПресс» подтвердил и другой ямалец Захар Даньшин. По его словам, после вакцин олени становятся слабыми, а некоторые – умирают. Как признается Даньшин, многие оленеводы бояться говорить об этом открыто.
Большинство все-таки прививают оленей, так как за отказ владельца штрафуют на 300 – 500 рублей. Но есть и те, кого не пугают такие штрафы. Член организации «Единый Ямал» Ейко Сэротэтто заявил, что лучше заплатить, чем терять поголовье. «Мы свое стадо вакцинировать больше не позволим! В этом году после вакцинации у нас в стаде пало 200 голов. Не поверите, но иммунитет у оленей вообще пропал к некробактериозу. Мы твердо решили: вакцинировать не будем, пока Листишенко Андрей Александрович (главный государственный ветеринарный инспектор Ямала – прим.ред.) не объяснит, почему такое происходит», – заявил Сэротэтто.
О проблеме отказа некоторых тундровиков вакцинировать оленей заявил председатель комитета заксобрания по развитию АПК и делам коренных малочисленных народов Севера на заседании комитета ЗС Марат Абдрахманов. По его словам, нельзя допустить, чтобы непривитое животное попало в убойный цех. Выходом из ситуации, считает Абдрахманов, стало бы повышение штрафов за отказ от вакцинации.
Впрочем, в правительстве «ФедералПресс» пояснили, что установление административной и уголовной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства является полномочием РФ, а регионы не вправе устанавливать штрафы. Но, говорят в пресс-службе, повышать ответственность необходимо. «Большую важность и эффективность имеет ветеринарно-просветительская и агитационная работа. Очень важно наладить диалог с оленеводами, объяснить, какие болезни могут возникнуть в его стаде, чем они опасны, как их вовремя распознать, что делать для профилактики болезней, как поступать при возникновении признаков болезни. Эта работа проводится ветеринарной службой довольно широко. Как правило, после откровенного разговора оленеводы принимают необходимость проводить вакцинацию и активно в ней участвуют», - сообщили в пресс-службе губернатора.
Вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал-Потомкам» Сергей Худи выступил против повышения штрафа. Он также считает, что вакцинировать против сибирской язвы животных нужно обязательно, но с оленеводами нужно договариваться, а не штрафовать. «Надо встречаться с ними, находить общие цели, убеждать. Среди оленеводов много «саботажников», которые начинают всякую ерунду говорить. Мы, коренные жители, доверчивые, нас часто обманывают. Частников переубедить сложно. Они бояться, ведь для них потерять оленя – большая трагедия. Это еда и тепло. Но мы должны думать о будущем. Последние пять лет оленей не вакцинировали, поэтому они так сложно переносят прививку. Но отказ от прививания несет опасность для региона и для всей России», – заявил «ФедералПресс» Сергей Худи.
По официальной версии главного ветеринарного инспектора Андрея Листишенко, вакцинация от сибирской язвы никак не связана с падежом оленей. Он уверяет, что после прививки есть период наблюдения за животными. Обвинения тундровиков он назвал спекуляцией и выдумками. По словам Листишенко, олени гибнут каждый год из-за сезонных болезней, травм и отсутствия еды. Он подтвердил, что численность поголовья сокращается, но, по его словам, это благотворно скажется на состоянии кормовой базы, так как сейчас специалисты говорят о «перенаселенности» ямальской тундры.
При этом в правительстве ЯНАО призывают при борьбе с сибирской язвой консолидировать усилия всех ямальцев. «Одно из опасений оленеводов: под ширмой вакцинации происходит учет оленей, который впоследствии приведет к мерам по сокращению поголовья. В тундре, как и в любой иной сельской местности, люди помнят раскулачивание, продразверстку, коллективизацию и готовы для защиты своей собственности сохранять и прятать свое поголовье. Несмотря на то, что отчуждение поголовья в связи с ликвидацией вспышек особо опасных болезней животных сопровождается переводом на альтернативные виды животноводства, на меры финансовой компенсации отчуждения, на стимулирование развития промышленного животноводства, владельцы животных иногда с опаской воспринимают такие меры», - говорят в пресс-службе губернатора региона.
Сибирская язва на Ямале