горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Москва
14 ноября 2017, 01:18 0
Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Алексеев

Мегаполисам – интернет-сми, глубинке – печатные издания

В Москве в Общественной палате РФ в один и тот же день прошли сразу две дискуссии на близкородственную тему. На Координационном совете региональных средств массовой информации при Общественной палате России обсуждали экономическую судьбу провинциальной журналистики, а на общественных слушаниях на тему «Состояние рынка печатных СМИ в субъектах Российской Федерации и пути его развития» поговорили о катастрофическом падении тиражей и трудностях при распространении газет и журналов.

Притча о грибнике

«Круг проблем, обсуждаемых на различных форумах, практически один и тот же, – заявил председатель Ассоциации СМИ Северного Кавказа Вадим Баканов. – Но заметно мало говорят о недобросовестной конкуренции со стороны социальных медиа. Сегодня любое зарегистрированное в Роскомнадзоре издание легко уязвить придиркой к самому незначительному нарушению. Я считаю, что государство не должно быть таким грибником, который давит все полезные грибы, из-за чего на следующий сезон полезут одни сплошные поганки».

Такими «поганками» Баканов назвал телеграмм-каналы и группы в соцсетях, «куда уходят из серьезных изданий талантливые журналисты». Он рассказал историю о том, как несколько журналистов на юге России создали группу, которая занимается откровенным «политическим киллерством» или же отстаивают непосредственные интересы крупных компаний, «потому что они знают, что никакой ответственности за это не понесут».

Баканов призвал установить для всех единые правила игры – правила честной конкуренции. Иначе получается что те, кто отвечает за все, те, кто на виду, «уязвимы, а те, кто занимается бизнесом в социальных сетях, – живут вольготно». Вот почему масс-медийный рынок весь «уходит туда». Особенно такое положение дел здорово бьет по региональным СМИ, убежден председатель Ассоциации СМИ Северного Кавказа.

В свою очередь, представительница Ассоциации национальных СМИ (из Якутии) обвинила «Почту России», от которой зависит подписка на издания, в непомерных аппетитах и заявила, что «никакие дотации им не нужны, да и не помогут: главное их топ-менеджменту получать большую заработную плату». Якутянка предложила дотировать издателей (а не «Почту России»), которые «издают газеты для подписчиков в труднодоступных населенных пунктах». Адресная дотация эффективнее, так как издатели региональных СМИ не могут влиять на тарифы «Почты России», убеждена представительница Ассоциации национальных СМИ, зато могут влиять «на свою редакционную часть – на цену подписки».

Директор Альянса независимых региональных издателей Сергей Лапенков напомнил о новой фискальной норме в отношении региональных СМИ – о так называемом «экологическом сборе», введенном в этом году. Эта норма обязывает региональных издателей компенсировать государству издержки, которые связаны с утилизацией конечного продукта, утратившего свои потребительские качества. По его мнению, участники различных форумов сходятся на том, что для прессы – все-таки это избыточная мера. (По очевидным причинам – бумага разлагается от 1 до 3 месяцев или же снова идет в производство – то есть в утилизации она не нуждается.) «Особенно это тревожно для небольших региональных изданий, в которых зарплата журналиста составляет всего 10 тысяч рублей, – сказал Лапенков. – При этом штрафы за нарушение вышеуказанной фискальной нормы чрезвычайно высоки: 100-250 тысяч либо приостановка деятельности предприятия на срок до 9 дней, что можно приравнять к фактической его ликвидации».

Есть проблемы и у телевизионщиков-регионалов. Как отметили выступающие, Ростелеком, Триколор, НТВ-Плюс и т.п. «операторы» кабельного телевидения и спутниковых платформ требуют с небольших оставшихся на рынке региональных телекомпаний колоссальные деньги за то, что их включают в телепакеты трансляций, что по сути дела их выживает с рынка. «В связи с чем нужна законодательно утвержденная 21-я и 22-я кнопка городских телеканалов», полагают общественные медиа-наблюдатели.

В поисках «независимых»

По оценке участников слушаний, положение в индустрии региональных печатных СМИ все более вызывает обоснованную тревогу. Экономический кризис, причины организационного характера, рост цен на бумагу и типографские услуги, продолжающееся падение покупательской способности населения и читательского спроса, снижение в результате законодательных ограничений рекламных поступлений в издательские бюджеты, административные барьеры – все это негативно отражается на состоянии медиа-отрасли в целом. 

Четко прослеживается это в падении тиражей газет, журналов и книг, закрытии многих периодических изданий, резком снижении рентабельности издательских домов и дистрибуторских компаний, разрушении инфраструктуры розничной реализации печатной продукции, падении подписных тиражей, и, как следствие, в снижении доступа россиян к каналам информации.

Для решения проблем, участники круглого стола «Состояние рынка печатных СМИ в субъектах Российской Федерации и пути его развития» призвали законодательную и исполнительную власть всемерно поддерживать средства подписки региональных СМИ. И в особенности — независимых. Другой вопрос, что «сегодня четко отличить независимые от остальных очень трудно», остроумно отметили общественные наблюдатели.

Представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий убежден, что жизнь печатных СМИ во многом подтачивает засилье виртуальной прессы. Он призвал к гармоничному балансу каналов распространения информации. «Поскольку на этом завязана и информационная безопасность нашей страны», – сказал Кудий и привел пример, когда в одном из регионов произошло наводнение, а единственным источником информирования населения оставалась печать (так как все остальные на тот момент были буквально деактивированы бедствием).

Однако более всего удивило выступление члена Правления Ассоциации распространителей печатной продукции и представителя одного из федеральных печатных изданий Игоря Диденко, который безоговорочно заявил, что «сегодня отрасль печатных СМИ вообще перестала быть бизнесом, а реклама перестала приносить какой бы то ни было доход».

«И все же пока подписка дороже розницы – подписка будет умирать», – подчеркнул председатель Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, приведя катастрофические цифры: «сегодня каждый день в стране закрывается 10 киосков».

 

Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1