горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Пермский край
14 ноября 2017, 18:51 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Кадетское образование нуждается в унификации: ПФО готов поделиться опытом

Кадетское образование в России набирает популярность и престижность. В рамках проекта «КаДетство» в Приволжском федеральном округе открыты уже шесть окружных кадетских корпусов. Однако развитие кадетского образования ограничивает существующая нормативно-правовая база. Шаги по созданию федеральной системы кадетского образования обсуждались на выездном расширенном заседании Совета Министерства образования и науки РФ по кадетскому образованию в Перми 13 ноября. В ситуации разбирался «ФедералПресс».

Шефы и спонсоры – есть

Проект «КаДетство» реализуется в Приволжском федеральном округе с 2013 года по инициативе полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаила Бабича. Первоначально в него вошли четыре образовательных учреждения: Республиканская кадетская школа-интернат города Ишимбай в Башкортостане, Васильевская кадетская школа № 1 Республики Татарстан, Воткинский морской кадетский корпус Удмуртской Республики и Лицей полиции имени Федора Кузьмина в Перми. Став участниками проекта, они получили статус кадетских корпусов ПФО, а их шефом стал Михаил Бабич.

В августе 2015 года статус окружного кадетского корпуса получила Нижегородская кадетская школа-интернат, созданная на базе расформированного авиационного полка ПВО Минобороны России в деревне Истомино Нижегородской области. Шестым стал Чувашский кадетский корпус ПФО имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова в Чебоксарах, решение о создании которого было принято в июне 2017 года. Открытие кадетских корпусов окружного уровня в рамках проекта «КаДетство» в перспективе планируется во всех регионах ПФО.

В других федеральных округах аналогичных проектов по развитию кадетского образования в настоящее время нет.

Окружные кадетские корпуса имеют разную специализацию. Профиль Башкирского кадетского корпуса ПФО имени Героя России А. Доставалова – подготовка будущих специалистов для МЧС России и воздушно-десантных войск ВС РФ. Будущих специалистов для воздушно-десантных войск ВС РФ также готовит Нижегородский кадетский корпус ПФО имени генерала армии Маргелова В.Ф. Удмуртский кадетский корпус ПФО имени Героя Советского Союза В. Старикова наряду с будущими специалистами для МЧС России готовит потенциальные кадры для ВМФ России. Профили остальных окружных кадетских корпусов не пересекаются. Татарстанский кадетский корпус ПФО имени Героя Советского Союза Г. Сафиуллина готовит будущих специалистов для сухопутных войск ВС РФ, Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф. Кузьмина – для Росгвардии, Чувашский кадетский корпус ПФО имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова – для Воздушно-космических сил РФ.

Окружной проект «КаДетство» получил поддержку со стороны Министерства обороны России, МЧС России и МВД России, которые определили кадетским корпусам шефов. Сразу над двумя кадетскими корпусами – Башкирским и Нижегородским – шефствует Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. Для оказания шефской помощи за Башкирским кадетским корпусом также закреплены Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (Екатеринбург) и 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада ВДВ ВС РФ (Ульяновск), за Нижегородским кадетским корпусом – 98-я Гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново).

Шефами Татарстанского кадетского корпуса являются Казанское высшее военное командное Краснознаменское училище и 15-ая мотострелковая бригада (Самарская область). Удмуртский кадетский корпус курируют Военно-морская академия (Санкт-Петербург) и Академия гражданской защиты МЧС России (Москва). Над Пермским кадетским корпусом шефствуют Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации и Богородская бригада Росгвардии (Нижегородская область). За Чувашским кадетским корпусом для оказания шефской помощи закреплен филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Сызрань).

Кадетские корпуса ПФО не имеют целевого финансирования со стороны федеральных министерств, поэтому проект «КаДетство» реализуется путем государственно-частного партнерства. Партнерами Башкирского кадетского корпуса являются ОАО «Уральская горно-металлургическая компания – Холдинг» и ОАО «Башкирская химия», Татарстанского кадетского корпуса – ПАО «Татнефть», ОАО «Таиф», ОАО «Таиф-НК» и ПАО «Нижнекамскнефтехим», Удмуртского кадетского корпуса – Государственная корпорация «Ростех» и ООО «КОМОС Групп», Нижегородского кадетского корпуса – ПАО «ГМК «Норильский никель», Чувашского кадетского корпуса – ГК «РЕНОВА

Интересно, что окружные кадетские корпуса не являются учебными заведениями только для мальчиков. Учатся в них и девочки. Преимущественным правом приема в кадетские общеобразовательные организации пользуются дети с особым статусом: от сирот до детей, родители которых не имеют возможности в полной мере обеспечить им образование, и детей погибших военнослужащих и сотрудников органов правопорядка. Таким образом, проект «КаДетство» выполняет еще и социальную функцию поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Количество обучающихся в кадетских корпусах ПФО, являющихся учебными заведениями интернатного типа с 5-дневным пребыванием, колеблется от 250 до 450 человек, общее число кадет – около 1,5 тыс. человек. По мнению Михаила Бабича, кадетские корпуса с круглосуточным пребыванием воспитанников из всех форм учреждений кадетского типа «наиболее соответствуют задачам кадетского образования».

«Это обусловлено тем, что такого рода учебные заведения обеспечивают полный цикл образования, включая использование внеурочного времени для дополнительного образования по профилю, дополнительную мотивацию воспитанников вследствие пребывания в сплоченном кадетском коллективе, объединенном на ценностях уважения воинских традиций, взаимовыручки, здоровой соревновательности, самостоятельности, соблюдении норм, правил, требований и ритуалов, характерных для военизированных образовательных учреждений. Здесь происходит «погружение» в воинскую среду и, что очень важно, исключаются внешние отвлекающие факторы, характерные для образовательных учреждений без круглосуточного пребывания обучающихся», – пояснил полпред.

1fce17b39fae8972e1c97fbc86d624cd.jpg

Знаковый день

Первый этап создания инфраструктуры и укрепления материально-технической базы кадетских корпусов в ПФО остался позади: построены новые спальные и учебные корпуса, стадионы, бассейны, спортивные площадки, приобретено современное оборудование для учебного процесса. Сегодня приоритетной задачей для всех кадетских корпусов ПФО является повышение качества образования и квалификации педагогического состава для обеспечения необходимого уровня подготовки кадет к сдаче ЕГЭ и поступления их в профильные ВУЗы. Исполнение утвержденных планов мероприятий по совершенствованию образовательного процесса и повышению качества сдачи ЕГЭ воспитанниками кадетских корпусов ПФО поручено руководителям региональных министерств образования. Руководителями кадетских корпусов ПФО также выработаны общие подходы к организации учебно-воспитательной работы с кадетами.

Глобальным вопросом для развития кадетского образования в целом является совершенствование нормативно-правовой базы. В числе проблемных вопросов, требующих решения на государственном уровне, – вопрос статуса кадетских учреждений. Благодаря включению в федеральный закон «Об образовании в РФ» понятия «кадетских учреждений» они получили возможность действовать как субъекты образовательного процесса. Однако понятие кадетского образования в федеральном законодательстве до сих пор не расшифровано. Кроме того, имеются разночтения в понимании того, какие функции должны выполнять кадетские учреждения и на какой основе осуществлять свою деятельность. Из-за пробелов в законодательстве региональные власти вынуждены придавать кадетским корпусам статус интернатных учреждений, что усложняет их организационную работу и снижает престиж этих учебных заведений.

Уже несколько лет обсуждается вопрос о необходимости приведения методики обучения кадет к единому образовательному стандарту на федеральном уровне. Необходимость системного развития кадетского образования признали и на федеральном уровне, и в 2016 году был создан Совет Министерства образования и науки РФ по кадетскому образованию. В свою очередь на базе Пермского кадетского корпуса был создан первый в России Единый методический центр кадетского образования в ПФО.

Выработанные ими предложения по развитию нормативно-правовой базы кадетского образования на федеральном и региональном уровнях обсуждались участниками расширенного заседания Совета Министерства образования и науки РФ по кадетскому образованию в Перми 13 ноября.

«В системе кадетского образования страны сегодня, действительно, знаковый день, потому что мы вплотную подошли к тому, чтобы доложить руководству страны наши с вами выработанные и согласованные предложения по совершенствованию и развитию системы кадетского образования», – оценил проделанную работу Михаил Бабич. Все предложения, носящие стратегический характер для развития системы кадетского образования в России, будут направлены председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву.

6fa90e2e0aae50a1ed1357a665b9dde8.jpg

Опыт ПФО может стать российской основой

По оценкам экспертов, проект «КаДетство» оказался успешным. Находясь в Перми, министр образования и науки РФ Ольга Васильева признала, что «система кадетского образования в стране необходима» и не стала скрывать намерение взять опыт Приволжского федерального округа «за основу». «Кадетский корпус такого же плана, как Пермский, был бы желателен в каждом регионе, – заметила министр. – Здесь очень хороший коллектив, слаженная работа, хорошая история, несмотря на то, что само учреждение достаточно молодое. Я думаю, что кадетские корпуса и система кадетского образования должны развиваться в том направлении, которое я сегодня увидела здесь».

«Это выдвигает много задач: и государственно-частного партнерства, и участия региона, и Министерства образования, которое, безусловно, будет курировать образовательные программы, и взаимодействия с силовыми ведомствами, прежде всего, с Министерством обороны России и другими», – отметила Ольга Васильева. Министр образования также согласилась с необходимостью «закрепления конкретного человека в Министерстве, который будет курировать кадетство». «Такой человек будет, и он будет из военных», – заверила Ольга Васильева.

Начальник Оренбургского президентского кадетского училища Татьяна Машковская и заместитель начальника Пермского суворовского военного училища Александр Марчук отмечают, что кадетские корпуса разного уровня, по сути, являются общеобразовательными организациями, работающими по единому образовательному стандарту, принятому в РФ. «Специальная разработка, единая для кадетских корпусов, не требуется. Они должны находиться в едином образовательном пространстве РФ», – считает Татьяна Машковская. По мнению Александра Марчука, конкурентоспособность кадет повышает уровень их физической подготовки и дополнительного образования.

Начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев подтверждает, что кадетские корпуса испытывают кадровые проблемы с преподавательским составом. Их причины Виктор Шмелев видит в общем положении дел в российском образовании и удаленности кадетских корпусов от областных центров. При этом общий уровень квалификации педагогического состава кадетских корпусов чиновник оценивает как высокий.

47485c98a8e00398debf9815c5ac5497.jpg

«В 2017 году наши кадеты наконец-то показали результаты ЕГЭ, сравнимые с региональным уровнем, – рассказал Виктор Шмелев и о результатах самих кадет. – А у нас региональный уровень такой, что по 10 из 13 предметов, по которым сдается ЕГЭ, у нас показатели выше общероссийских». По словам Виктора Шмелева, результаты ЕГЭ выпускников Нижегородского кадетского корпуса по базовой и профильной математике, химии и истории оказались выше регионального уровня. А вот результаты ЕГЭ нижегородских кадет по физике и русскому языку, по его словам, «пока западают». Как рассказал Виктор Шмелев, уровень подготовки по русскому языку планируется подтягивать с помощью специалистов Нижегородского института развития образования (НИРО). «Даст ли это быстрый эффект – сказать сложно», – резюмировал чиновник. Что касается поступления, в 2017 году в военные ВУЗы поступили 48 % выпускников Нижегородского кадетского корпуса.

Необходимость предоставления преимущественного права при поступлении в военные ВУЗы выпускникам кадетских корпусов и суворовских училищ отметила Татьяна Машковская. «В чем оно должно заключаться, надо обсуждать. Думаю, целесообразно выдавать, кроме аттестата об общем образовании, документ об усвоении дополнительных развивающих программ в области основ военной подготовки», – высказала она свое предложение.

В свою очередь Виктор Шмелев выразил сожаление, что Министерство обороны РФ приняло решение о закрытии средних специальных военных учебных заведений, пользовавшихся спросом у выпускников Нижегородского кадетского корпуса.

 

Фото с официального сайта полпредства по ПФО

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1