Механизмы, с помощью которых власти Югры хотят решить проблему недостатка мест в школах для перехода на обучение в одну смену, не работают. Такое мнение сегодня выразили депутаты югорского парламента. Обсуждение вопросов, которые депутаты зададут губернатору Комаровой во время традиционного отчета, едва не дошло до банальной перепалки. Причины и ход событий – в нашем материале.
Проблема недостатка мест в школах, которую сургутские парламентарии поднимали еще несколько лет назад, за последнюю неделю вышла на новый уровень. Напомним, Югра, недавно закрывшая вопрос дефицита детских садов, столкнулась с новой проблемой – для перевода школьников на учебу в одну смену к 2025 году (как того требует указ президента РФ) банально не хватает школ. В общей сложности регион, как озвучивала на недавней пресс-конференции Наталья Комарова, намерен построить порядка 90 новых учебных заведений за оставшиеся до дедлайна годы.
Однако в реальности у региона, судя по всему, попросту нет на это ресурсов. Такие выводы можно сделать из просьбы о поддержке со стороны федерального центра, опять же озвученной губернатором во время визита главы правительства РФ Дмитрия Медведева в столицу округа.
«Федеральная целевая программа, касающаяся развития общеобразовательного сектора, для нас крайне актуальна: 20 % детей учатся во вторую смену. В связи с этим в отношении школ у нас очень напряженная программа: девять десятков школ надо возвести, чтобы мы моли говорить о решении этого вопроса. «Очень рассчитываем, что правительство РФ поддержит нас в этом отношении, потому что объем очень серьезный нам надо реализовать в этом направлении», – заявила в понедельник Наталья Комарова.
Сегодня в ходе заседания комитетов думы Югры тему подняли уже окружные парламентарии – впрочем, сделали они это далеко не в первый раз. В ходе выступления заместителя губернатора Веры Дюдиной с докладом по бюджету на 2018 и 2019-2020 годы вопрос куратору окружных финансов задал Алексей Андреев.
Парламентарий подчеркнул, что не понимает, каким образом югорские власти намерены ввести в эксплуатацию несколько десятков школ при заложенном на эти цели финансировании. «В 2018 году – 887 млн на строительство школ; в 2019-м – 1,8 млрд ; в 2020-м –1,8 млрд. Но, как правило школы, те, которые строятся сегодня в ХМАО, особенно в крупных городах, обходятся свыше 1 млрд рублей. На какое количество хватит? По той программе, которая принимается, мы к 2020 году мы должны ввести порядка 60 школ, могу ошибаться, так как цифра разная звучала. Каким образом мы собираемся это делать?», – спросил директора департамента финансов депутат.
Дюдина от ответа, по сути, ушла, подчеркнув, что тема строительства школ на трехлетний период для округа приоритетная. «Разные способы. Начинаем со средств, которые спланированы в адресной инвестиционной программе», – отметила она, однако особых пояснений не дала.
Андреева, впрочем, это не остановило. Отметим, доклад Дюдина делала в ходе совместного слушания, за которым после небольшого перерыва последовало заседание комитета по бюджету, финансам и налоговой политике. На повестке, помимо отчета об исполнении бюджета за девять месяцев и доклада главы Счетной палаты округа Владислава Маркунаса, также стояла тема выбора вопроса, который члены комитета зададут Наталье Комаровой весной в ходе очередного доклада о деятельности правительства.
Предложения, как озвучил председатель комитета Андрей Филатов, поступили от Рината Айсина, новичка парламента Ирины Урванцевой и всё того же Алексея Андреева. Последний напомнил, что задача по переходу на обучение школьников Югры в одну смену поставлена и президентом РФ, и губернатором округа. «Для этого требуется определенное количество школ построить в течение достаточно короткого времени. Строительство предусматривается по трем направлениям. Первое – за счет бюджета округа, второе – некая теоритическая концессия, третье – ГЧП», – отметил депутат.
Парламентарий подчеркивает – процесс по первому направлению идет своим чередом. Однако, по словам Андреева, остальные механизмы не определены и не работают. «Несколько раз Геннадий Федорович Бухтин проводил совещания по этому вопросу, мы все ходили вокруг него, ходили. Но на сегодня механизмы по строительству школ при всех возможностях ХМАО не работают. Ни одна школа сегодня не строится ни по концессии, ни по ГЧП. Программа стоит. Вопрос в следующем – какие меры правительство ХМАО планирует предпринимать для решения задачи? Разговоров было много, два года идет разговор о концессиях, о ГЧП, но все стоит на месте. Нет определенности в этом вопросе. Если мы будем строить только за счет бюджета округа, то в установленные президентом сроки мы просто не решим эту задачу», – высказался депутат.
Позднее, после просьбы Михаила Сердюка конкретизировать вопрос, Алексей Андреев высказал еще несколько замечаний. «ГЧП, концессия – механизмы поименованы, но не работают. Внутри самой Югры недоработано, каким образом мы будем реализовывать программу. Само собой, теперь всё это стоит. Непонятно, куда и как будут распределяться средства, о которых я говорил на предыдущем совещании. Процесс идет второй год, но мы пока только о нем говорим», – раскритиковал работу правительства депутат.
Ответил на критику Геннадий Бухтин. Он подчеркнул, что на одном из последних заседаний правительства Югры программа по развитию образования была откорректирована. «Мы приняли, в том числе, согласованные всеми порядки, каким образом муниципалитеты и заинтересованные инвесторы могут участвовать. В том числе расписано и по концессиям, и по выкупу, там расписаны средства, разъяснено, как и что будет. Предлагаю посмотреть программу», – довольно сухо ответил первый вице-губернатор.
К слову, после корректировки планируемое финансирование данной программы на 2018-2025 и на период до 2030 года едва-едва не достигло 1 трлн рублей – в общей сложности на нее планируется направить 833,8 млрд рублей (в среднем по 64 млрд рублей в год).
Впрочем, несмотря на напор Андреева, в конечном итоге комитет одобрил вопрос Ирины Урванцевой. Она предложила спросить Наталью Комарову о мерах, которые округ предпринимает, чтобы обеспечить жителей новых микрорайонов необходимой инфраструктурой: поликлиниками, теми же школами и так далее.
Урванцева, комментируя идею, подчеркнула, что сегодня вопрос обеспечения жителей новых мкр – в особенности в Сургуте, – решается только посредством выкупа муниципалитетом помещений у застройщиков. «Это затратная мера, распыление ресурсов. Растут затраты на содержание, будут сложности с кадрами и поддержанием качества медпомощи на должном уровне. Нужна комплексная программа, должны обязательно отводиться земельные участки, планироваться многопрофильные городские поликлиники. Как решать эту проблему в ближайшие пять лет – такой у меня вопрос», – заявила Ирина Урванцева.
Ринат Айсин в свою очередь поднял тему реконструкции ЖД-вокзала Сургута, запланированного по соглашению правительства Югры и РЖД. «Проекты готовы, прошли экспертизу, уже есть подрядчик у РЖД, доведены лимиты по инвестиционной программе. Дело только за софинансированием со стороны округа. Мы 15 лет ждали согласия РЖД, дождались, но не делаем нужный шаг со своей стороны», – отметил парламентарий, подчеркнув, что не видит для обсуждения темы лучшей дискуссионной площадки, чем отчет губернатора.
Председатель югорской Думы Борис Хохряков, комментируя высказанные депутатами вопросы, предложил комитету поддержать именно Урванцеву, отметив важность темы. «Вопросы Айсина и Андреева абсолютно правильные, предлагаю их сегодня задать на встрече фракции с губернатором. Все равно эти решение этих вопросов зависит от принципиального решения главы региона», – заявил спикер.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин