Экономика
Самарская область
29 ноября 2017, 23:40 0
Редакция «ФедералПресс» / Роман Арсенин

Кто сказал «ФАС»? В Самарской области заступились за местных производителей

Фото: pixabay.com

Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров повторно заявил о намерении продвигать местную продукцию в магазинах, несмотря на то, что предыдущее подобное высказывание кончилось вынесением ему предупреждения ФАС. Однако не поднимать вопрос о помощи товаропроизводителям нельзя, считают общественники. Ведь доля местной продукции в области составляет десятую часть всех товаров. Как региональные власти будут продвигать бизнес своих земляков, не нарушая антимонопольное законодательство – в материале «ФедералПресс».

Нарушить закон или старый порядок?

В теме конкурентоспособности производителей Самарской области, и без того больной, в этом месяце добавилось остроты. Напомним, 14 ноября Федеральная антимонопольная служба вынесла предостережение Дмитрию Азарову, который в октябрьском эфире телеканала «Россия 24 Самара» предложил выяснить, почему местные торговые сети отдают предпочтение продуктам из других регионов. Говоря о поддержке региональных предпринимателей, врио губернатора обещал повлиять на работу ретейлеров. В словах чиновника ФАС усмотрела подозрения в нарушении законов о торговле и защите конкуренции и указала на недопустимость совершения таких действий. Азаров вскоре обещал изучить, что же насторожило антимонопольщиков, но от своей позиции не отступился: «Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособна», – сказал глава региона.

А накануне руководитель области вновь озвучил свою точку зрения, рискуя вновь привлечь внимание ФАС. Как и в прошлый раз, врио губернатора высказал необходимость вести работу с торговыми сетями. По его словам, в регионе достаточно производителей, но не все они могут довести продукцию до прилавков, в том числе потому, что сельхозпроизводители не готовы выполнять требования ретейлеров. «Есть потенциал для увеличения представительства самарских товаров. Мы должны создать условия для того, чтобы самарская продукция была на прилавках магазинов, работающих в регионе», – сказал Дмитрий Азаров. Отреагирует ли повторно надзорное ведомство, пока неизвестно. Но терпение антимонопольщиков, как известно, имеет пределы.

К слову, сталкивался с этим и предыдущий губернатор Самарской области. В период правления Николая Меркушкина мордовская продукция заполонила магазины и потеснила как местные, так и товары из других регионов. Впрочем, прямых указаний на участие в этом уроженца Мордовии нет. Предшественник Азарова получил предписание антимонопольной службы в декабре 2013 года по тем же признакам нарушения законов о защите конкуренции и торговле. И тоже за громкое высказывание – в своем послании правительству он призвал увеличить долю самарского алкоголя за два–три года до 80 %. Но куда серьезнее пришлось отвечать перед надзорным ведомством и судом за нарушение закона о защите конкуренции в промышленной сфере. В январе текущего года ФАС возбудила уголовное дело в отношении Меркушкина, регионального министерства энергетики и ЖКХ и группы лиц ПАО «Газпром». По версии следствия, коммерческий сговор руководства области с газовиками чуть не привел к уходу с рынка «Средневолжской газовой компании». Ее, к слову, с 2001 по 2006 годы возглавлял Дмитрий Азаров.

Опыт других субъектов РФ подтверждает, что антимонопольщиков не радуют попытки губернаторов влиять на торговлю продуктами. Двумя годами ранее ФАС требовала от глав регионов отменить нормативные акты, которыми те устанавливали максимальный уровень наценки для поставщиков торговых сетей в период стремительного подорожания продуктов. Дальше всех зашел экс-глава Краснодарского края Александр Ткачев. Прокуратура проверила более 70 объектов оптовой торговли во всех муниципальных образованиях Кубани и выявила факты неоправданного завышения цен. Однако губернатор не попал под статью, потому что его указания носили «рекомендательный характер».

8e7756e74afc14a5d3e426e1161ea44b.jpg

По закону и по совести

О том, что скрывается за обещаниями врио губернатора поддерживать региональных товаропроизводителей, на одной из недавних встреч рассказал и.о министра сельского хозяйства и продовольствия области Алексей Попов. В планах министерства на ближайшую перспективу – поддержка овощеводства, а именно выращивания овощей открытого и закрытого грунта, строительства складов, мелиоративных систем, закладка новых садов, чтобы получить плодоовощную продукцию в полном объеме. И главное – привлечение инвесторов для строительства молочных комплексов в Шенталинском, Борском, Богатовском, Ставропольском районах, где для этого сформированы площадки.

«Для обеспечения максимального присутствия местных продуктов на полках магазинов, региональный минсельхоз работает над повышением конкурентоспособности продукции самарских производителей. В этой связи ведется работа по улучшению качества продукции, которые производят субъекты малых форм хозяйствования. Производится субсидирование приобретения хозяйствами нового оборудования для заготовки, хранения и переработки сельхозпродукции. Использование такого оборудования позволяет обеспечивать тот уровень качества продукции, который необходим для торговых сетей, – сообщил глава ведомства.

Кроме того, министерство взаимодействует с ассоциацией фермерских хозяйств, что позволяет формировать крупные партии продукции, которая надлежащим образом расфасована и упакована. Этим обеспечивается выпуск продуктов с учетом форматов и стандартов, которые приняты торговыми сетями любого уровня.

Меж тем, как заключают эксперты, доля местных производителей на рынке товаров Самарской области по-прежнему колеблется на отметке в 10 %. В этой связи у общественников назрели свои предложения по оказанию помощи бизнесменам губернии. «В первую очередь необходима минимизация процентной ставки или более активное субсидирование процентной ставки товаропроизводителей, – считает президент торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев. – Далее нужно объединить усилия местного бизнеса и правительства для выхода в торговые сети без посредников. К сожалению, пока есть посредники, которых сложно обойти. Но чтобы войти в сети, с ретейлерами нужно заключить соглашения, в которых четко прописать количество товара, сроки поставок, цены и прочие пункты».

Другой вариант предлагает председатель Союза предпринимателей Самарской области Владимир Симбиркин: «На месте предпринимателя я не хотел бы заходить в торговые сети. Вместо этого каждому производителю нужно выделять участок для строительства собственного магазина. Так он будет свободен в действиях – что, когда и куда завозить. В сетях действуют жесткие условия по ритмичности поставок, по ассортименту, там не терпят пустующих полок. Рядовой фермер не всегда может подстроиться под правила ретейлеров, так как не имеет своего предприятия и возможности бесперебойной поставки продукции на торговую точку. Я полагаю, на территории Самарской области можно осуществить эту затею. Увы, политика предыдущего губернатора была обратной. Власти закрыли множество торговых точек, ликвидировали рынки. Задача была одна – поставить и реализовать как можно больше мордовской продукции. Надеюсь, новый губернатор поймет потребности местных предпринимателей и протянет руку помощи».

40a75e25454a06dab1a8f6233f88a3ed.jpg

«Чтобы организовать помимо ярмарок и рынков киоски, сделать это надо цивилизованным способом, – добавляет Валерий Фомичев. – Вместе с городом разработать программу по доступности местных товаров и во избежание сокращений торговых точек организовать их нужно не там, где хочется предпринимателю, а там, где укажет власть по согласованию с жителями районов. Можно обратиться в советы народных депутатов, вместе с представителями общественности согласовать варианты и утвердить их в районных администрациях».

По словам Владимира Симбиркина, нынешние ярмарки местной продукции в полной мере не отвечают потребностям производителей: «Сегодня они настолько малы, что там работают одни перекупщики. И потом, фермеру некогда сидеть на рынке, каждый день привозить и увозить свою продукцию. Ему нужны постоянные торговые точки, на которых он посадит продавцов и управляющих».

Выгоду от организации такой торговли получат и покупатели. Ведь при этих условиях производитель сможет продавать свой товар по цене чуть выше себестоимости. Торговые сети, как посредники, конечно же, задают более высокую ценовую планку. «Считаю необходимым передавать земельные участки под частными магазинами в собственность их владельцам. Безвозмездно и без торгов. Кадастровая стоимость участков сегодня высока, и это мешает развитию бизнеса. Кроме того, производителям нужно выделять щиты для рекламы своей продукции», – говорит председатель Союза предпринимателей.

В качестве полезного совета общественник рекомендует властям обратить внимание на опыт Казахстана. В местных магазинах появилось много товаров из пограничного нам государства, больше того – на территории региона заработали казахские торговые сети. Значит, у соседей есть условия для работы производителей и реализации их продукции не только внутри страны, но и в России.

Еще одним фактором, который поспособствует развитию регионального бизнеса, является не столько участие, сколько неучастие органов власти в делах предпринимателей. Как замечает президент Торгово-промышленной палаты, сегодня производителям нелегко вести бизнес во многом из-за административных барьеров и многочисленных проверок контрольных органов. «Только федеральных надзорных органов у нас 43, плюс органы субъектов, муниципалитетов и внутригородских районов. Благо, количество органов, административных барьеров и проверок идет на сокращение. В целом я вижу положительные перспективы для регионального бизнеса в связи со сменой приоритетов власти и курсом на поддержку местных производителей, – делится Валерий Фомичев. – А чтобы не попасть под нарушения антимонопольного законодательства, важно определить взаимоотношения между товаропроизводителями и сетями и зафиксировать увеличение процентного количества товаров региональных производителей на прилавках магазинов».

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1