Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Экономисты назвали основные вызовы для агробизнеса

В условиях падения темпов роста ВВП отечественное сельское хозяйство приковывает к себе внимание тем, что демонстрирует рост, и, особенно, в последние годы. Однако торопиться с экзальтацией по поводу успехов не стоит – у аграрного сектора Необъятной проблем предостаточно. Аналитики Центра агропродовольственной политики РАНХиГС в докладе «Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора», представленном в Центре стратегических разработок постарались сформулировать основные вызовы для российского АПК.

Анализируя место России на агропродовольственной карте мира эксперты смогли сделать два ключевых вывода. Первый – сельское хозяйство крупнейшей аграрной страны предшествующие 25 лет развивалось медленнее, чем сельское хозяйство всех других стран. Рост «других» стран, полагают авторы доклада, экономисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, стимулировался увеличением численности населения планеты и повышением уровня доходов на душу населения, а также повышением подушевого уровня доходов в развивающихся государствах. Второй важный вывод, к которому пришли ученые, свидетельствует о том, что население России сокращалось, а это позволило – даже при сложившихся темпах развития – удовлетворить внутренние потребности в продовольствии по основным продуктам и выйти на мировые рынки зерна и растительного масла.

Как следует из доклада, все это означает, что для сохранения сложившихся темпов роста отрасли требуется расширение спроса на российскую аграрную продукцию. И, если внутри страны такое расширение ограничено, то остается одно – увеличить масштабы экспорта, полагают экономисты РАНХиГС.

Однако правительство страны мало занимается регулированием конкурентоспособности российской аграрной продукции, считает один из докладчиков, завлабораторией аграрной политики Научного направления «Реальный сектор» РАНХиГС Наталья Шагайда. «А ведь большая часть нашей аграрной продукции неконкурентна на глобальном рынке, – отмечает эксперт, – а в тех условиях, в которых пытается работать наш производитель возникает одна мысль: «проще пойти в магазин, чем производить что-то самому».

Утешится можно только тем, что абсолютно конкурентноспособной продукцией на мировом рынке является растениеводческая продукция, сказала «ФедералПресс» Наталья Шагайда. «Что же касается нашей говядины, то она неконкурентна на мировом рынке. То же самое и со свининой: ее цена «внутри» выше «внешней».

По мнению содокладчиков, для преодоления аграрной отсталости России требуется выполнение целого ряда условий. Необходимо встраивание страны в международное разделение труда, требуется планомерная политика с целью повышения конкурентности российских продуктов, создание благоприятной среды для развития малого бизнеса, крупному же бизнесу необходимо развиваться через контракты с малыми предприятиями. «Немаловажно и то, что сегодня на селе все еще царят архаичные условия существования людей, и нет никакой привлекательности жизни, – подчеркивает Шагайда. – По сути у наших сельхозпроизводителей худшие условия работы, чем у стран-конкурентов».

Докладчики из РАНХиГС убеждены, что сложившаяся в стране аграрная структура для мировой практики аномальна. Доказывается это тем, что из зарегистрированных в РФ 21 тысячи сельхозорганизаций 350 производят 46,5 процентов товарной продукции. В 61% хозяйств производится всего 4 % продукции, но в их руках находится 27 % сельхозугодий, а занято при этом около 12 процентов работников. В малых же и по сути «архаичных» хозяйствах населения все еще производится всего лишь 35 % всей продукции.

Таким образом, полагают аналитики, негативная концентрация все больше приобретает гипертрофированные размеры: скажем, один агрохолдинг может контролировать целое множество предприятий, которые находятся на территории сразу нескольких районов. В связи с этим Наталья Шагайда даже вспомнила несколько удручающий ответ на вопрос, адресованный лично премьеру Медведеву: «А что в этом плохого, когда более эффективные «контролируют» больше», - сказал он.

Также эксперты РАНХиГС напомнили о том, что сегодня основная часть не входящих в холдинги компаний практически лишены каких бы то ни было государственных субсидий. К примеру, почти половина сельхозорганизаций не получают их вовсе или же получают весьма в незначительных количествах.

Грустно еще и то, говорят аналитики, что в нашей стране отбор бизнес-проектов устроен более чем субъективно: одна компания легко может получить до 90 процентов от финансирования отдельных направлений поддержки.

Хотя на этом общем депрессивном фоне всплывает и позитивное. Цифры говорят о том, что только в 2017 году были сделаны первые шаги по ограничению поддержки в адрес одного получателя субсидий. Хотя при этом, нет никаких ограничений для агрохолдинга, состоящего из нескольких организаций-получателей. Все это значит, говорит дуэт докладчиков, что таким путем наше государство совершенно безвозмездно финансирует собственников крупных частных «контор». «Вполне можно говорить о том, что отдельные частные компании в России получают беспрецедентно высокую поддержку, что создает им конкурентные преимущества и вытесняет малый бизнес», – подчеркивает Наталья Шагайда.

Кроме всего вышеназванного, «дело еще и в том, что Россия в наши дни – это по сути огромная земля да неизвестно чья», – сказал «ФедералПресс» второй автор аналитического доклада Василий Узун. – То есть, если рассматривать Россию как большое пастбище, то в настоящее время основная часть нашей территории скотом не используется по самым разным причинам. Трава растет, сохнет, ее вынуждены сжигать, а как результат – периодически горят деревни и полыхают лесные пожары. Все это значит, что рачительно за громадной территорией страны никто не следит».

Кажется, что стоит отнестись к мнению ученых внимательно: ведь именно сейчас, напоминают они, политика импортозамещения привела к сокращению доли импорта в товарных запасах розничной торговли с 36 % в 2013 до 23 % в 2016 года. При этом прослеживается быстрый рост доли отрасли в экспорте: уже сейчас российские аграрии заняли четвертое место после нефтегазовой, металлургической и химической продукции в общероссийском экспорте.

Эксперты призывают «проснуться» и действовать, поскольку при сохранении имеющихся тенденций в ближайшие годы аграрная отрасль России может уверенно выйти на позиции нетто-экспортера продовольствия (когда экспорт превысит импорт): по их оценкам, уже в 2024 году вывоз за рубеж нашего продовольствия может вырасти с 17 до 25 миллиардов долларов.

Одним словом – шанс пока есть...

Фото Дмитрия Алексеева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.