Top.Mail.Ru
Общество
Республика Башкортостан
0

Трамвай «Взыскание»: что стоит за отключениями электротранспорта в Уфе

Фото Евгения Поторочина

За последний месяц в Уфе уже дважды переставали ходить трамваи и троллейбусы – электротранспорт отключают за долги муниципального предприятия. «Энергосбытовая компания Башкортостана» утверждает, что город задолжал ей 200 млн рублей. Заложниками ситуации стали десятки тысяч пассажиров, в том числе пенсионеры и льготники. Как уфимский трамвай оказался в долговой яме и почему электротранспорт отключают прямо перед выборами – в материале «Федерал Пресс».

Хроника отключений

Первое отключение трамваев и троллейбусов в Уфе произошло 23 ноября. Тогда перестали ходить 12 трамвайных и троллейбусных маршрутов – половина из всех существующих. Жителям микрорайона «Зеленая роща», проспекта Октября, улицы Зорге и других крупных районов города утром пришлось добираться до центра города альтернативными способами. Не заставили себя ждать гневные публикации в соцсетях. «Люди на самом деле привыкли к отключениям, потому что в последние полгода трамваи и троллейбусы и без того ходят с перебоями. Люди как-то приноровились. Но недовольство есть, потому что в некоторые районы города удобнее добираться на трамвае, – рассказал уфимский блогер Стас Михайлов. – Как мне пишут в соцсетях, люди, особенно приезжие, которые не знают о ситуации, стоят толпами на Южном автовокзале. А время-то не лето».

По данным поставщика электроэнергии – ООО «Энергосбытовая компания Башкортостана» (ЭСКБ) – долг за электропотребление предприятий, обеспечивающих работу троллейбусов и трамваев в Уфе, превысил 200 млн рублей. В правительстве было принято решение до 1 сентября частично, в размере 100 млн рублей, погасить задолженность указанных предприятий перед ООО «ЭСКБ». Но не дождавшись в течение осени погашения долга, ЭСКБ решила отключить две тяговые подстанции. Через несколько дней работа электротранспорта возобновилась. Представители мэрии и энергетики вновь приступили к переговорам о погашения долга. К ситуации подключилось правительство Башкирии: появилась информация, что министерство финансов республики может выделить порядка 50 млн рублей на уплату части задолженности.

Но уже через три недели – 15 декабря – кризис повторился. На этот раз ЭСКБ объявила об отключении практически всего трамвайного и троллейбусного сообщения в городе – в преддверии выходных был обесточен 21 маршрут. В мэрии позицию энергоснабжающей компании назвали неконструктивной, настаивая, что на момент отключения долг был практически полностью выплачен. «Стоит отметить, что при поддержке администрации городского округа город Уфа муниципальное управление электротранспорта город Уфы начало планомерно погашать долги перед ООО «Энергосбытовая компания Башкортостана». На сегодняшний день сохраняется лишь текущая задолженность предприятия МУЭТ перед ООО «ЭСКБ» за ноябрь 2017 года. Тем не менее, руководство ООО «ЭСКБ» заняло неконструктивную позицию, что может привести к остановке электротранспорта, который является социально значимым видом общественного транспорта», – говорится в официальном заявлении городских властей.

Однако ЭСКБ на своем сайте утверждает, что долг за электроэнергию по-прежнему превышает 200 млн рублей. А ограничение энергоснабжения инфраструктуры электротранспорта введено с 15 декабря в связи с неисполнением обязательств по оплате потребления электроэнергии МУП «Управление электротранспорта ГО г. Уфа».

Как разделили трамваи и рельсы

С ноября 2016 года за работу электротранспорта в Уфе отвечают две муниципальные организации – МУП «Управление электротранспорта ГО г. Уфа» (МУЭТ) и МУП «Управление инфраструктурой транспорта ГО г. Уфа» (УИТ). Первое отвечает за подвижный состав и обслуживание пассажиров, второе за инфраструктуру – пути, контактную сеть и прочее хозяйство.

Как сообщил заместитель гендиректора МУЭТ Радик Зарипов, основная часть долга числится за МУП УИТ. Это примерно 150 млн рублей. Поэтому, когда в мэрии города говорят о почти полной выплате долга, имеется в виду лишь долг МУЭТа. «На сегодняшний день у нас долг только за ноябрь. Других долгов мы не имеем. Основная часть задолженности находится в УИТ. Сколько это – точно не знаю», – сказал Зарипов.

Впрочем, поставщику электроэнергии все равно, кого и за чьи долги отключать. Нет денег – нет трамваев. По словам представителя МУЭТ, руководство ЭСКБ исходит исключительно из коммерческих интересов – своих и материнской структуры «Интер РАО». «Мы приняли уже все возможные меры. Написали письма во все вышестоящие организации. В том числе написали в Москву, руководству «Интер РАО». Ответа в наш адрес на сегодня не поступало, – говорит Радик Зарипов. – Как я понимаю, решение об отключении принимает гендиректор ЭСКБ Андрей Травкин. Уж чем он руководствуется – я не знаю. Исполнители, с которыми мы общаемся, понимают ситуацию. Они ведь тоже в Уфе живут. Но поделать ничего не могут, исполняют приказ».

Не только электротранспорт

Отключение электричества – обычная практика ЭСКБ в работе с городскими предприятиями, несмотря на их социальную или инфраструктурную значимость. Так, в ночь с 8 на 9 сентября компания отключила около 40 объектов уличного освещения в Уфе. Причиной стал долг муниципального предприятия «Уфагорсвет» в размере 20 млн рублей. Власти города начали экстренные переговоры с поставщиком. Ситуация повторилась уже в ночь на 12 сентября, когда обесточили 19 участков освещения, в том числе достопримечательности башкирской столицы – Монумент Дружбы и территорию вокруг него.

В самой энергокомпании объясняют, что отключают только те объекты, которые «можно обесточить без ущерба» для горожан. Хотя поставщик вряд ли учитывает такие показатели, как возможный рост ДТП на неосвещенных участках. С другой стороны, жесткие меры взыскания объясняют необходимостью инвестировать в развитие компании, обеспечивать модернизацию оборудования и сетей, и, в конечном счете, работать на благо всех остальных потребителей электричества.

«Люди страдают от разгильдяйства власти»

Адвокат, член Общественной палаты России Артем Кирьянов считает, что долговой кризис в уфимском электротранспорте наступил не в силу объективных причин, а из-за непрофессионализма управленцев. «Люди должны страдать из-за разгильдяйства, непрофессионализма и халатности органов местного самоуправления? Эта ситуация совершенно вопиющая, учитывая сегодняшние погодные условия», – говорит Артем Кирьянов.

При этом юрист утверждает, что налицо нарушение прав горожан. И советует обращаться в правоохранительные органы. «Здесь могут быть применены меры различного воздействия. Прежде всего я бы посоветовал людям в индивидуальном порядке обращаться в прокуратуру, – говорит эксперт. – Я бы, наверное, даже усмотрел здесь уголовный состав – халатность со стороны органов местного самоуправления. Конечно, мы будем внимательно наблюдать за развитием ситуации. Виновные должны быть наказаны».

Блогер Стас Михайлов уверен, что парализованный электротранспорт в столице большой республики – это то, что меньше всего нужно власти в преддверии выборов. «С точки зрения политической, экономической и имиджевой это, конечно, не очень умный поступок. Потому что в миллионнике перед выборами отключать электротранспорт, который по умолчанию является социальным, – это недальновидно, – говорит Михайлов. – Вообще по отношению к жителям это выглядит некрасиво. Всегда есть возможность договориться, какие бы долги не были. На то вы, собственно, и менеджеры».

Блогер высказал предположение, что череда последних событий в Уфе носит не случайный характер и может свидетельствовать о борьбе групп влияния внутри республики. «Обратите внимание, что как-то так скопом получилось, что Сбербанк отнимает «Башавтотранс» (крупнейший государственный автоперевозчик Башкирии, – прим. «ФедералПресс»), тут же отключается электрический общественный транспорт. Такие странные совпадения просто так не возникают. Что за этим стоит? Это война Белого дома против мэрии? Или вдруг самостоятельными стали энергокомпании или Сбербанк? В любом случае все выглядит не очень хорошо с точки зрения социальной напряженности. А она бьет и по республиканской власти, и вредит имиджу мэрии», – считает Стас Михайлов.

Он также напомнил, что долги города образовались после проведения в Уфе саммитов ШОС и БРИКС в 2015 году. Тогда источники сообщали, что мэрия башкирской столицы брала коммерческие кредиты на организацию саммитов, а руководство республики обещало помочь рассчитаться с ними. В итоге правительство РБ обещания не сдержало, и город остался один на один с гигантской задолженностью. Наблюдатели утверждают, что крупные проблемы муниципальных предприятий начались именно тогда. Отсюда и снежный коллапс прошлой зимой, когда уфимские службы просто не справлялись с вывозом снега, и нынешние веерные отключения электричества, замечают наблюдатели.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.