Экономика
Саратовская область
6 января 2018, 09:00 1
Редакция «ФедералПресс» / Иван Лалетин

Зубы на полке. Саратовские торговые сети упали в прибыли

Сейчас в городе действуют 453 предприятия крупных торговых сетей

В 2017 году в Саратове прекратили работу два гипермаркета крупных сетей: в марте «Магнит» закрыл и выставил на продажу магазин в районе аэропорта, в августе «Ашан» отказался от торговой площадки в Заводском районе. В обоих случаях речь шла о низкой рентабельности объектов. Что сейчас происходит в продовольственном ретейле в Саратове — в материале «ФедералПресс».

Наверное, надо сразу оговориться, что озвученные выше торговые площадки не пустуют. АО «Тандер» (сеть «Магнит») через полгода после того, как выставило помещение гипермаркета площадью 1 480 кв. метра на продажу за 119 млн рублей, передумало и сообщило, что помещение будет переформатировано, и в нем откроется «Магнит-опт». То есть, Саратов станет одним из трех городов в России, где в тестовом режиме откроются такие магазины. «Магнит-опт» уже имеется в Краснодаре и Ульяновске. В «Тандер» тогда заявили, что сеть «рассчитывает, что такой формат торговли будет востребован у бизнесменов и тех, кто закупает продукты и бытовую химию про запас».

Впрочем, если в Краснодаре, как родном для «Магнита» городе, можно говорить об эксперименте в чистом виде, то в случае с Саратовом эта мера, скорее всего, вынужденная, и переформатирование площадки вряд ли можно рассматривать как повод для гордости. Очевидно, «Тандер» не смог найти покупателя на объект, и ему пришлось пойти на использование его в новом качестве.

Что же касается «Ашана» на улице Верхней, то там история еще проще: в 2013 году французы открыли «Ашан-сити» в ТРЦ «Оранжевый» в Заводском районе. Новый магазин «перетянул» на себя покупателей Заводского. В январе 2016 года открылся гипермаркет «Магнит» на улице Чернышевского и «перекрыл» поток из центра города. В итоге, «Ашану» на Верхней досталось пара небольших микрорайонов, и в результате некогда процветающий магазин начал терять прибыль. В начале 2018 года освоить площадку попытается «Лента», у которой будет уже третий гипермаркет в Саратове – еще два в поселках Зональный и Солнечный. Сможет ли новый магазин удержаться на этом месте, покажет время.

Покупательская неспособность

Сейчас, по данным администрации Саратова, в городе действуют 453 предприятия крупных торговых сетей: 135 магазинов «Магнит», 116 – «Семейный», 112 – «Гроздь», 63 – «Рубль Бум», 27 – «Пятерочка». Не считая гипермаркетов: два магазина «О’Кей», два «Ашана», шесть «Перекрестков», две «Ленты», один гипермаркет «Metro Cash&Carry».

Надо признать, что некоторые местные саратовские сети в последние годы заметно просели. ООО «Центр реструктуризации» (сеть магазинов «Гроздь»), имеющая более 230 торговых точек в 15 городах Саратовской области и Поволжья, падает с 2014 года. И если тогда темпы роста прибыли сократились на 45 %, в 2015 – на 22 %, то в 2016 году мы уже говорим о сокращении на 98 %. 2016 год компания с годовой выручкой в 15 млрд рублей завершила с прибылью всего в 1,9 млн рублей. Такого у «Грозди» не было никогда, еще 2015 год был окончен с прибылью в 152 млн рублей.

a23eccbbcfd477fef16b8ef8c3925dfe.jpg

ООО «Волгаторг» (сеть «Семейный») тоже в 2016 году показала небольшое падение по сравнению с 2015 годом – 56 млн рублей против 70 млн. Но тут история другая: на фоне стабильного роста выручки прибыль остается относительно неизменной, то есть, чтобы не «скатиться», компании приходится постоянно наращивать объемы. На сегодняшний день у «Волгаторга» порядка 170 магазинов по Саратовской области.

Некоторые небольшие сети изменения экономической конъюнктуры не коснулись. Так, к примеру, это случилось с сетью «Колобок» (ООО «Колобок», десять магазинов в Саратове, один в Энгельсе). Относительно скромная сеть, специализирующаяся на формате магазинов шаговой доступности, стабильно растет, 2016 год завершила с показателем в 5,1 млн против 3,9 млн рублей в 2015 году.

А вот ООО «БВГ системы» (сеть «Милослав»), имевшее в свое время семь магазинов в Саратове, еще в 2015 году было вынуждено отказаться от двух торговых точек в центре города в связи с высокой стоимостью аренды помещений. «Милослав» позиционирует себя как сеть премиум-класса, и то, что он был вынужден закрыть часть торговых помещений, говорит не о самом лучшем состоянии сети. Последней финансовой отчетности «БВГ систем» в открытом доступе нет.

ad469c418eed873b174c92f3833fd6b7.jpg 

К сожалению, на сегодняшний день мы вынуждены оперировать цифрами 2016 года, финансовых отчетов за 2017 год пока ни одна компания не представляет, однако, как утверждают эксперты, одна и та же тенденция на рынке продолжается уже несколько лет, и исключения касаются только единичных магазинов.

Федеральные сети чувствуют себя в Саратове относительно стабильно. Впрочем, их относительно ровное финансовое состояние может быть обусловлено не столько грамотным подходом к продажам или активностью покупателей. Вероятнее всего, рост обеспечен ценами на продовольственные товары, которые по некоторым основным позициям подскочили на несколько процентов. К примеру, по данным правительства Саратовской области, средняя стоимость молока в декабре 2017 года составляет 45 рублей против 42 в 2016 году, сливочное масло 443 рубля за килограмм против 416 рублей, белый хлеб – 38 против 36, чай – 580 рублей против 574 рублей.

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в среднем по Саратовской области в ноябре 2017 года составила 3 051,62 рублей (3 729 рублей в среднем по России). Хотя это, как утверждают в службе статистики, и самый низкий показатель среди субъектов Приволжского федерального округа, он выше того, что был год назад – 2 962,11 рублей.

Несмотря на то, что целый рад продуктов подешевел в сравнении с прошлым годом, например, яйца с 55 рублей за десяток до 45, пшеничная мука – с 29 до 28 рублей, а замороженная рыба – со 120 рублей за килограмм до 116, стоит обратить внимание на их объем в потреблении. А аналитики смотрят на изменения покупательских привычек населения. Условно говоря, люди продолжают экономить на еде.

Об этом, в частности, говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. По его словам, в секторе продуктового ретейла однозначно происходит смещение покупательских приоритетов в сторону более дешевых товаров. «Это касается не только отказа от приобретения товаров высокого ценового сегмента, но и внутри сегментов массового спроса. Покупатели, к примеру, стали чаще покупать более дешевую свинину и мясо птицы взамен более дорогой говядины. И этот пример можно распространить на прочие товарные позиции практически любого крупного магазина», – утверждает эксперт.

О низкой покупательной способности саратовцев представители местных торговых сетей говорили еще в марте этого года. Ретейлеры утверждали, что в начале весны на полках оставался товар, закупленный еще в 2016 году. Разговор шел на встрече с главой саратовского УФАС Людмилой Борисовой. Предприниматели говорили о необходимости снижения «полочных» цен, однако утверждали, что законодательство не позволяет сделать это в требуемом объеме.

f37cc8ee27b419fc6b0a6258bcad5ed0.jpg

Оборот не в ту сторону

Между тем, правительство Саратовской области традиционно смотрит в будущее с оптимизмом. В частности, министр экономики региона Юлия Швакова признает, что последние два года были достаточно сложными для всей экономики, что не могло не отразиться и на сфере торговли, но уже в 2017 году «впервые за посткризисный период наметился положительный тренд в динамике оборота розничной торговли», что, считают чиновники, свидетельствует о стабилизации спроса.

По итогам уходящего года министерство прогнозирует оборот розничной торговли в размере 334 млрд рублей с годовым приростом более 1,5 %. Кроме того, в правительстве утверждают, что сформирован рынок продовольственных товаров местных производителей, которыми обеспечено в среднем 65 % розничного оборота.

«Одна из основных задач, которые мы ставим перед собой и которые важны сегодня и для государства, и для общества, – это развитие многоформатной торговли. Отрасль должна быть представлена гипермаркетами, сетевыми магазинами, точками шаговой доступности, рынками и ярмарками, мобильной торговлей», – говорит Юлия Швакова.

Мнение минэкономики региона разделяет Саратовстат. Если верить данным службы статистики, за десять месяцев 2017 года (а пока это последние данные) оборот розничной торговли составил 267,65 млрд рублей. Это вместе с продажами на розничных рынках. Это несколько больше, чем год назад, когда за тот же период оборот розничной торговли в целом по области составил 257,5 млрд рублей.

Правда, оптимизм официальных органов статистики не разделяют независимые аналитики. Так, агентство «РИА Рейтинг», напротив, отмечает падение оборота розничной торговли в регионе. При том, что, по данным аналитиков, в целом, Приволжский федеральный округ дает рост примерно в 1,1 %, у Саратовской области – падение, пока 0,8 %. По подсчетам агентства, оборот розничной торговли за девять месяцев составляет лишь 240 млрд рублей. Хотя в целом, эксперты «РИА Рейтинга» отмечают, что за девять месяцев в розничной торговле наблюдается «небольшая позитивная динамика».

«Аналитики ожидают, что по итогам 2017 года оборот розничной торговли, как минимум, не снизится, а вполне возможно, и продемонстрирует позитивную динамику», – отмечает агентство.

52789852b4513252955d3860fe873ef1.jpg

Алексей Коренев из ГК «Финам» говорит, что продуктовый ретейл хотя и испытывает характерные для кризисного периода трудности, но продолжает развиваться. Причем, по его словам, если оценивать исключительно финансовые показатели крупнейших ретейлеров, то происходит это неравномерно. «Так, группа «Магнит» в третьем квартале показала заметное снижение темпов роста и прогнозируемой по итогам года прибыли. Впрочем, это было связано с ее существенными затратами на расширение бизнеса – «Магнит» купил крупнейшую в Сибири ретейлерскую сеть «Холидей», включающую 500 магазинов, начал возведение в Краснодарском крае огромного производственно-логистического комплекса и крупнейшего в стране завода по производству шампиньонов и т.д. Очевидно, что подобные затраты не могли не сказаться на финансовых результатах», – напоминает эксперт.

Что касается других сетей, то, по мнению аналитика, там также наблюдаются заметные перемещения и изменения. «Так, группа «O’Кей» в ближайшее время, скорей всего, будет приобретена сетью X5 Retail Group. Очень неплохие результаты по итогам года покажет стремительно растущая «Лента» (мы обращали внимание на запланированное на 2018 год открытие нового гипермаркета в Саратове, – прим. ред.). Если оценивать наиболее важные тенденции прошедшего года, то можно выделить увеличение доли крупных сетей и постепенно поглощение федеральными ретейлерами мелких сетей локального масштаба», – говорит Алексей Коренев.

При этом он отмечает, что существенных изменений на рынке продуктов вряд ли приходится ждать, «если не случится явно неординарных событий, которые могли бы повлиять на экономическую ситуацию в стране в целом». По мнению эксперта, сделать резкий рывок в положительную сторону у государства не получится, а если же случатся новые санкции, или произойдет существенное ухудшение в экономике, то это незамедлительно скажется на покупательском спросе и, как следствие, ретейле в целом.

Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Google Plus 1