Top.Mail.Ru
Экономика
Кемеровская область
0

«Иначе обращусь к Путину». Как кузбасская власть боролась с кредиторами шахты «Анжерская-Южная»

На шахте «Анжерская-Южная» в Кемеровской области со дня на день должна возобновиться добыча угля. Причина долгого простоя предприятия – в затянувшихся переговорах между конкурсным управляющим Владимиром Мирным и основным подрядчиком ООО «Блок №3 шахта Анжерская-Южная» по выполнению предписаний Ростехнадзора по техническим аспектам добычи. Между тем областные власти, опасаясь роста недовольства со стороны шахтеров, пытались своими силами и средствами принудить основных кредиторов предприятия к скорейшему урегулированию конфликта с «Блок №3». Корреспондент «ФедералПресс» постарался разобраться и выяснить, кто кому препятствует в добыче угля и возврате кредитных средств.

«Вроде смогли убедить»

«В среду, 27 декабря, в шахту спустится представитель Ростехнадзора, в четверг – заседание суда по нашему ходатайству и уже будет принято решение: возобновляем ли добычу угля или снова необходимо проверять шахту и выполнять новые предписания от специалистов», – рассказал вечером во вторник корреспонденту «ФедералПресс» конкурсный управляющий шахты «Анжерская-Южная» Владимир Мирный.

В декабре Мирный и его представители смогли договориться с подрядчиком ООО «Блок №3 шахта Анжерская-Южная», который занимается добычей и отгрузкой угля, по ряду вопросов. Во-первых, стороны пришли к единому мнению по цене добытого угля – 3,6 тысяче рублей за тонну вместо 2,3 тысяч. Во-вторых, Мирный, по его словам, смог убедить подрядчика выполнить все предписания Ростехнадзора. «Мы образовали рабочую группу из наших специалистов и каждую неделю обсуждали, что и как следует сделать. Вроде, все смогли – и электрификацию шахту обеспечить, и газ откачать, и склады под уголь приготовить. Даже «Блок №3» перевел к нам несколько технических работников для более продуктивной работы», – объяснил конкурсный управляющий.

Последний вопрос, который еще пока не решен – это подписание актов приемки работ, выполненных при предыдущем конкурсном управляющем. «Нас вынуждают подписать акты приемки по добыче угля за предыдущие месяцы, где цена завышена на 35-40 %. Итого, получается разница в 80-100 миллионов рублей, с чем не можем согласиться. В противном случае, грозят письмом на губернатора Амана Тулеева», – рассказал представитель конкурсного управляющего Далгат Шахвердиев.

Приостановка работы шахты была связана с запретом на отгрузку угля, который, 26 октября, ввел Владимир Мирный по причине проведения инвентаризации имущества и проверки договоров предприятия. Тем самым на шахте возникла аварийная ситуация из-за угрозы переполнения внутреннего склада, в связи с чем Ростехнадзор приостановил работы. Все это вызвало мощнейшую критику со стороны руководителя профсоюзных первичных организаций «Блок №2» и «Блок №3» Владимира Тисена, который отправил обращения в Росуглепроф и в администрацию Кемеровской области на имя главы региона. В своих письмах Тисен говорил о «необратимых последствиях и возможную потерю всего механизированного комплекса».

«Шахту специально банкротили»

Владимир Мирный, новый конкурсный управляющий, был назначен арбитражным судом Кемеровской области по ходатайству главных кредиторов шахты – ООО «Сбербанк-Капитал» и «Агентство страховых вкладов». Предыдущий конкурсный управляющий Ирина Ракитина была смещена за неудовлетворительные финансовые показатели – кредиторы не могли получить свои средства, а само предприятие терпело убыток из-за некорректно составленных договоров с подрядчиком ООО «Блок №3 шахта «Анжерская-Южная». «Продавали уголь по заниженной цене – в полтора-два раза ниже, чем среднерыночная. Получалось невероятное – собственник шахты терпел убытки, в то время как подрядчик был в плюсе», – уточнил Мирный.

ООО «Блок №3 шахта «Анжерская-Южная» как подрядчик возник в начале 2016 года. Тогда основное юридическое лицо предприятия – ООО «ОЭУ Блок №2 шахта Анжерская-Южная» – в очередной раз оказался на пороге банкротства, и чтобы сохранить шахту областные власти подключили местный бизнес. Анжерский предприниматель Константин Крушинский, зарегистрировал на представителей своего бизнеса «Блок №3», перевел туда всех работников предприятия, выплатил долги по зарплате и модернизировал горно-шахтное оборудование. В общей сложности, вложения Крушинского составили 1,4 миллиарда рублей.

Таким образом, шахта продолжила свою работу, но единственными, кто остался в минусе, были кредиторы. С 2005 года «Анжерская-Южная» накопила почти 9,8 миллиардов долгов, в том числе 1,5 миллиарда рублей перед ООО «Сбербанк-Капитал» и 4,5 миллиардов рублей перед ООО «Агентство страховых вкладов». Терпение у кредиторов лопнуло в 2017 году. «Было стойкое ощущение, что Ракитина специально банкротит «Блок №2», чтобы «Блок №3» получил лицензию на добычу угля. При этом, она не платила налог на добычу полезных ископаемых, чтобы «Сибнедра» отобрали лицензию у «Блок №2». Узнали об этом за два дня до истечения срока – хорошо, что кредиторы выплатили долг и оставили предприятие на плаву», – рассказал Мирный.

Дойти до президента

Обращение Владимира Тисена к Тулееву подключило администрацию Кемеровской области к решению конфликта. Помня о своих прежних договоренностях с Крушинским в 2016 году, региональная власть принялась воздействовать на кредиторов и нового конкурсного управляющего.

«Придумали какой-то «рейдерский захват» – будто бы я собрался забрать предприятие, на котором назначен управляющим. Для этого стянули все подконтрольные кузбасские СМИ, полицию и следственный комитет. Возбудили уголовное дело по статье «разбой», арестовали наших работников, сочинили неправдоподобную историю, которую тут же перепечатали газеты и растиражировали телеканалы. Давили на нас по полной программе», – рассказал Мирный.

Видя, что давление не принесло особого результата, 27 ноября Аман Тулеев написал письмо на имя Ашота Хачатурянца, генерального директора ООО «Сбербанк-Капитал» (имеется в распоряжении редакции «ФедералПресс»), где чуть ли не в ультимативной форме потребовал разрешить конфликт с подрядчиком. «Уважаемый Ашот Рафаилович, прошу Вас принять экстренные меры по урегулированию ситуации на шахте «Анжерская-Южная» и запуску её в работу. Если в течение трех дней ситуация не изменится к лучшему, Коллегия Администрации Кемеровской области направит письмо о состоянии дел на шахте в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина», – был непреклонен Тулеев. Причиной для действий, как описал Тулеев, могут стать проблемы «техногенного характера».

«Вот уже более месяца шахта продолжает стоять, и это может привести к техногенной катастрофе, причем счет идет на часы. Начинаются необратимые процессы – просадка поверхности и кровли подземных выработок, загазовывание метаном подземных выработок, самонагревание угля, что может вызвать его возгорание в отработанной части шахты, а в конечном итоге это приведет к безвозвратной потере шахты», – писал губернатор Кузбасса.

По словам Тулеева, аналогичные письма были направлены и другим высокопоставленным адресатам. «Не надо полагать, что в случае негативного развития ситуации кто-то может остаться в стороне. Информируем вас, что на сегодняшний день уже направлены письма в адрес председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака, полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С.И. Меняйло», – сообщал Аман Тулеев.

Вернуть к прибыли

Первым на конфликт отреагировал полпред президента Сергей Меняйло. В ходе своего визита в Кемеровскую область 1 декабря, Меняйло заявил, что разногласия между кредиторами и подрядчиком не приведут к задержке заработной платы. «До 15 декабря в соответствии с коллективным договором должна быть выплачена зарплата за ноябрь, и она будет выплачена. Подчеркиваю, люди страдать не должны, и люди страдать не будут», – сообщил полпред.

Затем в ситуацию вмешался председатель правления Сбербанка Герман Греф, который, позвонив Тулееву, посоветовал найти общий язык с Хачатурянцем и не доводить ситуацию до президента Путина. Интересно, что после визита Ашота Хачатурянца, состоявшегося 5 декабря, глава региона, прекратив свое давление на нового конкурсного управляющего, а его пресс-служба стала более выдержана в своих сообщениях.

«В результате конструктивного диалога на встрече достигнута договоренность о своевременной выплате заработной платы горнякам «Анжерской-Южной», несмотря на ее простой. В ходе обсуждения губернатор выразил обеспокоенность несоответствием: почему экономика ООО «Анжерская-Южная» на сегодняшний день планово-убыточная при благоприятной рыночной ситуации на мировых угольных рынках. Кроме того, Тулеев обратил внимание на тот факт, что ООО «Блок № 3 шахта «Анжерская-Южная» зарегистрировано в Новосибирской области», – таким был официальный пресс-релиз администрации Кемеровской области по итогу встречи.

Позиция «Сбербанк-Капитал» и «Агентства страховых вкладов», по словам Мирного, проста и понятна: вывести шахту на прибыльный уровень и в течение нескольких лет погасить имеющуюся задолженность, как перед ними, так и перед другими кредиторами. «Моя задача – проанализировать деятельность предприятия, перезаключить имеющиеся договора без убытков и спокойно работать. Искренне надеюсь на конструктив со стороны областной власти и «Блока №3» – только от них зависит успешная работа предприятия», – заключил Владимир Мирный.

Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.