Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«За свинью ответишь. ЕС хочет через ВТО отыграться на российских химиках и металлургах»

3 января Евросоюз направил запрос во Всемирную торговую организацию (ВТО) о введении ответных мер против запрета на ввоз европейской свинины на территорию России из-за африканской чумы свиней (АЧС), очаги которой периодически обнаруживаются на свинофермах стран ЕС. В наших отечественных СМИ тут же разразилась «буря» под тем соусом, что теперь России якобы грозит гигантский штраф в размере 1,39 млрд евро. Ряд политиков федерального масштаба тут же выступили с заявлением, что в случае наложения штрафа Россия обязательно выйдет из ВТО. В свою очередь, Минэкономразвития выход из ВТО тут же категорически опровергло. Далее на эту тему прозвучала еще масса других противоречивых сведений и объяснений, которые еще больше запутали ситуацию. «ФедералПресс» попытался разобраться, что реально стоит за попыткой Евросоюза через ВТО «подложить свинью» России.

На какой стадии сейчас спор

Надо сразу уточнить, что споры в рамках ВТО – это не разбирательство в суде, и что сторонами в конфликте здесь являются только правительства стран, а не граждане или компании. Договорная база ВТО складывается из массива двусторонних соглашений между всеми странами – членами ВТО. В них участники договариваются о взаимных уступках в тех или иных областях экспорта и импорта в части размеров пошлин и квот на ввозимые товары. Это так называемое тарифное регулирование. Нетарифное регулирование касается санитарных и технических норм. Эмбарго на европейскую свинину было введено как раз на основе санитарных нормативов. Торговые конфликты в ВТО разрешаются на основе Договоренности о разрешении споров (Dispute Settlement Understanding), в которой установлены процедуры и правила урегулирования споров.

На текущей стадии Евросоюз потребовал созыва панели арбитров, которые должны установить был ли нанесен ущерб Евросоюзу, и если да, то какие меры он может предпринять в ответ, чтобы этот ущерб компенсировать. Орган по разрешению споров ВТО не является арбитражным судом и не может выписать штраф для провинившейся стороны. Суть урегулирования споров в ВТО имеет более тонкие настройки. Если панель арбитров, которая должна быть сформирована до 6 марта, признает Россию виновной в нанесении ущерба ЕС, то наша страна может оспорить этот вердикт в Арбитражном органе (не суде) ВТО. Но надо сразу уточнить, что этот орган не рассматривает дело по существу. Его функция – проверка соответствия всех правовых норм в работе панели арбитров. Очередное заседание органа по разрешению споров по данному запросу ЕС состоится 12 января.

В ответ на запрос «ФедералПресс» источник в Минэкономразвития сообщил, что Россия еще в начале декабря минувшего года выполнила требования ВТО и сняла запрет на импорт свинины из стран Евросоюза, который был введен из-за АЧС. При этом наша страна указала Евросоюзу, что очаги АЧС до сих пор возникают на территории стран Прибалтики, а проверяющие наличие данного заболевания еврочиновники подошли к делу слишком формально, без реального исследования эпизоотической обстановки на местах. Вероятно это следует понимать как предупреждение о возможном введении повторного запрета на ввоз свинины.

Говоря про отмену эмбарго свинины, Минэкономразвития подчеркнуло, при этом продовольственное эмбарго, которое было введено в ответ на европейские санкции, продолжает действовать. То есть, претензии ЕС касаются именно продэмбарго.

Кто может пострадать в результате контрмер

Каковы могут быть для России меры компенсации в пользу Евросоюза, если панель арбитров вынесет решение не в нашу пользу. Выбор здесь невелик. Во-первых, ЕС может ввести запрет на какие-то товарные группы из России. Сразу уточним, что торговля нефтью и газом углеводородов – наша основная статья экспорта в ЕС – не входит в сферу компетенций ВТО, так что здесь беспокоиться не о чем. Во-вторых, ЕС может ввести новые или поднять уже существующие ввозные пошлины на экспорт из России, к примеру, чугуна, стали, металлопроката, продукции Химпрома или других подобных товарных групп. С большей долей вероятности могут пострадать как раз наши металлурги, тем более, что ЕС давно ищет способы и методы, чтобы на законной основе защитить своих металлургов. Впрочем, особой защиты не получится, так как взамен российского экспорта на рынок ЕС придет металл из Китая, Украины или других стран. Но наш экспорт в ЕС может упасть.

Почему в запросе ЕС фигурирует именно сумма в 1,39 млдр евро. До введения запрета, в 2013 году, экспорт свинины из европейских стран в Россию составил 1,39 млрд. евро. Ущерб объясняется именно тем, производители потеряли большой рынок сбыта, вдобавок эмбарго обрушило внутренние цены на свинину. По данным Европейской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Copa-Cogeca, к 2016 году они упали до минимальной отметки за последние 11 лет. То есть, аграрии ЕС жаждут компенсации.

Может ли, в свою очередь, Россия через ВТО оспорить санкционную политику. Нет не может, так как в экономическом плане санкции против нас касались финансового сектора и запрет на продажу некоторых высоких технологий и оборудования для работы на шельфе. Финансы не являются предметом регулирования ВТО. Этого же касается и ограничение продажи нам технологий, которые могут иметь двойное назначение, а также продажа морских судов и буровых платформ.

Наши аргументы

Если подходить к рассмотрению вопроса по существу, то у ЕС в подобной ситуации самой, что называется, «рыльце в пуху». В 2013 году Евросоюз запретил ввоз на свою территорию российской говядины, мотивируя тем, что в одном животноводческом комплексе на Дальнем Востоке был обнаружен ящур. Попытка Россельхознадзора объяснить, что экспортировать говядину предполагалось из европейских регионов России, включая Калининградскую область, которая от Дальнего Востока отстоит на 9 часовых поясов, наткнулась на чисто бюрократическую отмазку: «Мы не ранжируем вашу страну по регионам. Если где-то есть ящур, то запрету подлежит весь ваш экспорт в данном товарном сегменте». Хотя еврочиновники здесь же сделали чисто иезуитское предложение: «Если вы все же хотите экспортировать к нам вашу говядину, то обработайте ее при температуре не ниже 80 градусов Цельсия». Как, к примеру, будет выглядеть охлажденное и парное мясо после такой обработки и как его после нее назвать, специалисты в Россельхознадзоре для «ФедералПресс» прокомментировать не смогли и термина не подобрали.

Вообще Евросоюз рубит чужой экспорт на корню, который представляет конкуренцию для их сельхозпроизводителей, широким набором санитарных и технических мер регулирования. Источник в «Россельхознадзоре сообщил, что в 2014 году экспорт мясной продукции с российского предприятия, которое было построено европейским партнером полностью по европейским шаблонам на том основании, был запрещен на том основании, что нормы Евросоюза требуют для лабораторий качества на предприятии площади не менее 36 кв. метров. А на том российском предприятии эта площадь почему-то оказалась «всего» 30 кв. метров. Напомним, что предприятие возводилось по европейскому проекту.

Источник во Всероссийской академии внешней торговли назвал меры технического и санитарного контроля основными причинами того, что той же Украине не удалось наладить масштабный экспорт сельхозпродуктов в ЕС сверх выделенных ей мизерных квот. В ход со стороны европейских регуляторов пошло все – украинским экспортерам указали на несоответствие химсостава продукции, цвета, размера и веса упаковки, шрифта надписей, округлости свеклы, картофеля и яблок, нарушенных процедур проведения сельхозработ, исследований соответствия и качества, а также прочих признаков и параметров.

Впрочем, меры технического регулирования оказались «палкой о двух концах», что ЕС полностью прочувствовал на своем кармане в ситуации с непроданной свининой. Теперь даже ВТО устами его генерального директора Роберто Асеведо откровенно признает, что «меры санитарного и технического контроля ограничения ввоза иностранных товаров стали протекционистским инструментом». ЕС, США, Япония и многие другие страны не стесняются применять их против друг друга, защищая свою экономику и своих товаропроизводителей. Россия в этой части очень быстро учится, а запрос Евросоюза о помощи от ВТО как раз и говорит о том, что мы – прилежные ученики.

Автор – экономист-международник, бывший главный редактор журнала «Вопросы ВТО»

Фото: Александр Полегонько, РИА Новости

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.