Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
1

Скрытая национализация. Эксперты предрекают активизацию процесса «отжимания» бизнеса

К широкому обсуждению экспертами темы расширения влияния государства на конкурентную среду в различных секторах экономики подтолкнула сделка между ВТБ и теперь уже бывшим владельцем торговой сети «Магнит» Сергеем Галицким. Сеть, которая стремительно завоевывала один регион за другим, перешла под контроль госструктуры, и пока неясно, каких последствий ожидать от этого решения в первую очередь простым людям. Да и не окажется ли эта сделка лишь пробным шаром в кампании по национализации и этого сектора экономики, наряду со многими другими. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Персонифицированные госактивы

Покупка банком ВТБ доли предпринимателя Сергея Галицкого в одной из крупнейших торговых сетей страны «Магнит» по времени совпала с выходом доклада Центра стратегических разработок, посвященного теме эффективного управления государственной собственностью. Эксперты полагают, что размеры государственного сектора в экономике России «остаются по-прежнему относительно высокими, а издержки достаточно очевидны».

Стартовавшая в начале 2000-х годов «политика разгосударствления» на самом деле является всего лишь легкой занавесью: смена формы собственности той или иной компании с ФГУП или ГУП не означает полного ее ухода из-под контроля государства – формально доля остается, но влияние осуществляется уже не через прямое вмешательство и жесткий контроль, а, например, через отраслевое регулирование.

Реальная ситуация на корню рушит все призывы и требования «левых» национализировать экономику страны – она и без того на 80% находится под госконтролем. Другое дело, что в сознании многих людей такие госкомпании, как Газпром, Роснефть, Сбербанк, тот же ВТБ, Российские железные дороги, «Аэрофлот» и многие другие ассоциируются не с государством, а с конкретными людьми, их возглавляющими. Иначе говоря, этот сектор персонифицирован.

«Идет новый передел собственности»

Такое разрастание участия государства в бизнесе привело к тому, что разные отрасли экономики, даже при видимой внешней конкуренции, оказались под властью монополий. Кроме того, компаниям с госучастием, безусловно, гораздо проще решать различные проблемы в государственных структурах, нежели частному бизнесу. Эксперты ЦРС подтверждают известный тезис о том, что государство «является менее эффективным собственником, чем частные структуры, прежде всего в конкурентных отраслях».

экспертное мнение
Владислав Жуковский*
22.02.2018, 13:50

«Скрытое огосударствление банков продолжается»

Как отметил в разговоре с «ФедералПресс» директор Института актуальной экономики Никита Исаев, «сейчас, по сути, мы становимся свидетелями нового передела собственности». «Идет обратный процесс относительно приватизации 90-х, – уточняет эксперт. – Проводится всё это под лозунгом того, что государство может эффективнее управлять предприятиями, чем частные собственники. Однако мировая практика доказывает обратное. Частные предприятия эффективнее, динамичней развиваются и легче привлекают инвестиции. Так что увеличение доли государства в ВВП с 35% в 2005 году до 70% в 2015 году не является положительным моментом».

Отметим, что по официальным данным в 2010-2016 годах количество предприятий госсектора сократилось, хотя уровень прямого и косвенного участия государства через крупнейшие компании и госбанки, как отмечают эксперты ЦСР, по-прежнему остается существенным. И продажа Галицким акций «Магнита», как считает политолог Елена Позднякова (ее мнение опубликовано в телеграм-канале Bunin&Co), «продажа акций Сергея Галицкого в «Магните» банку ВТБ – ещё один шаг на пути усиления влияния государства на экономику».

«Магнит», банки, кто следующий?

Экономист Никита Исаев полагает, что «покупка 29,1% акций «Магнита» фактически госбанком – не что иное, как скрытая национализация». «И это достаточно опасная тенденция: ВТБ уже владеет долей в сети «Лента», ходят слухи о покупке «Дикси». Это может привести к созданию одной гигантской доминирующей торговой сети, которая вытеснит конкурентов с рынка и станет монополистом. Такой торговый монстр, подмявший все под себя и устанавливающий собственные правила игры без поправки на интересы кого бы то ни было еще, – отмечает эксперт. – Но страшнее всего – формирование прецедента: сегодня государство пришло в торговые сети, а завтра может покуситься на малый и средний бизнес, создавая единую сеть государственных парикмахерских и ателье по ремонту одежды в каждом дворе, например».

По поводу сделки между ВТБ и Сергеем Галицким в СМИ высказывались всевозможные версии, начиная с падения прибыли и капитализации «Магнита» и заканчивая усталостью и потерей интереса к непосредственному участию в бизнесе самого Галицкого. «Могло ли быть так, что на бизнесмена оказало давление государство? Замысел ВТБ по развитию сети в сотрудничестве с «Почтой России» выглядит логичным: точки «Магнита» есть в небольших населённых пунктах, где «Почта» вместе со своим банком, а теперь и со своим магазином, может оптимизировать издержки, – отмечает эксперт Елена Позднякова. – Кроме того, ВТБ купил долю по хорошей цене, дождавшись падения капитализации сети, – это говорит о том, что в банке сделку обдумывали уже какое-то время».

Как говорит Позднякова, «ВТБ известен своими инвестициями в небанковские активы, так что можно предположить коммерческий интерес банка и в этом случае». «Однако целый ряд этих инвестиций, например, в тот же «Почта-банк», были сделаны в интересах государства, а не самого ВТБ. На справедливость этой версии указывает и то, что каких-либо утечек или новостей о попытках продать долю Сергея Галицкого ранее не появлялось», – говорит эксперт.

«Государственный монополистический капитализм»

Вместе с тем сделка между ВТБ и Сергеем Галицким, по мнению некоторых экспертов, противоречит заявлению премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанного на Сочинском инвестиционном форуме. Глава российского кабмина сказал, что сегодня «значительная часть конкурентных отраслей находится под влиянием государственного сектора». «И это, наверное, не очень хорошо, – заявил Медведев. – Более того, в ряде сегментов этот государственный сектор продолжает расширяться. Приходят и говорят: «Давайте то или иное направление включим в госкорпорацию». А зачем, если это конкурентное направление? Мы сами на федеральном и на региональном уровне должны от такого рода действий, которые ломают конкуренцию, защищаться».

Очевидно, что национализация разных секторов экономики развивается стремительно. Это касается и банковской сферы. Как заявил в экспертном мнении для «ФедералПресс» экономист Владислав Жуковский, «сейчас идет вполне объяснимый процесс борьбы крупных финансово-промышленных группировок, олигархических кланов за доступ к финансовому ресурсу». «Дальше процесс централизации банковского сектора будет продолжаться – идет скрытое огосударствление банков, – уверен эксперт. – Мы видим, что последние три года устойчиво растет доля банков с госучастием. «Открытие», «Бинбанк», «Югра» тоже стали госбанками. Построение такого государственного монополистического капитализма идет полным ходом со всеми вытекающими издержками в виде колоссальных дыр и тушения пожара бензином».

Фото - Антон Денисов РИА Новости

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.