Для того, кто сталкивается с сельским хозяйством только когда заходит в продуктовый магазин, оно все еще, наверное, представляется в виде едущих по полю тракторов и комбайнов или доярок, усердно «обрабатывающих» коров с раннего утра. Но передовые агропромышленные производства по степени роботизации давно можно сравнить с автомобильными. И это происходит не где-то далеко в западных странах, а в России. На какой стадии роботизации находится наш агросектор, разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Роботы-доярки
Начало этого года было отмечено несколькими событиями в российской сельскохозяйственной отрасли, свидетельствующими о его роботизации. Так, в феврале замгубернатора по агропромышленной политике и природопользованию Томской области Андрей Кнорр заявил, что впервые в Сибири на одну из ферм Томской области будут поставлены восемь роботов для доения коров. Кроме того, по его словам, есть еще пара фермерских хозяйств в регионе, где необходимо установить подобные агрегаты. Аналогично и в Вологодской области к концу текущего года планируется запустить животноводческий комплекс с роботизированной техникой.
На самом деле, такие доильные машины – уже не последний писк робототехники в мире. Обыватель, благодаря многочисленным фантастическим картинам, напуган контактами с роботами. Но на самом деле такие аппараты на молочных фермах очень нежно обращаются с коровами. «Скот получает все, что ему необходимо – питание, бережное добровольное доение. И потом, робот может делать то, что не под силу человеку: постоянный мониторинг здоровья каждой коровы в режиме онлайн: активности, продуктивности, аппетита, активности рубца, качества полученного молока» – рассказывает Ольга Гусева, замдиректора сельхозпредприятия в Воронежской области, где уже работают 16 роботов. По ее словам, животные чувствуют себя превосходно. Здоровая и довольная корова – основа успешного молочного животноводства. «А применение роботов минимизирует стресс», – говорит она.
Беспилотники
Сегодня сельское хозяйство, как и экономику в целом, все больше «захватывают» дроны. Не исключение и сельское хозяйство. Здесь беспилотники помогают аграриям мониторить посевы, анализировать почву, посадки, орошать почву, опрыскивать сельскохозяйственные культуры. Например, уже сейчас некоторые российские фермеры с помощью квадрокоптеров следят за состоянием полей через смартфон: телефон снабжен фотокамерой, которая «знает» по цвету листьев, какие растения здоровые, а какие заражены. Если коптер «видит» больную особь, то посылает хозяину фотографию и сообщает геоданные. В целом для понимания, как утверждает Международная ассоциация беспилотных систем, к 2025 году около 80 % рынка дронов будет занято в сельском хозяйстве США.
И хотя, пока такие технологии российские фермеры все еще покупают за рубежом, уже и отечественные ученые работают над собственными аппаратами. Например, разработчики Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ) в феврале сообщили, что работают над беспилотной летательной техникой различного назначения. В первую очередь она позволит равномерно вносить удобрения в почву за счет уникального способа внутреннего распыления. По словам декана факультета транспортно-технологических машин и сервиса Мамеда Юсупова, ученые вуза активно занимаются разработкой роботов для растениеводства, к примеру, работают над созданием дрона работоспособностью до двух часов и общей грузоподъемностью 70 кг. Пока аналогов подобного изобретения нет, утверждает он.
Однако беспилотники могут быть не только воздушными, но и заменять собой водителей тяжелых сельхозмашин. Например, еще в 2016 году российская компания Cognitive Technologies представила прототип отечественного беспилотного трактора. Машина оборудована компьютерным зрением, связанным со спутниковыми датчиками, а потому способна без помощи человека обрабатывать землю и убирать урожай. В массовое производство она пока не внедрена.
Без агрономов никуда
Россия пока только пытается быть в мировом тренде по роботизации сельского хозяйства. Но в мире есть компании, которые ставят своей целью «изгнание» человека из сельского хозяйства и его полной передачи в руки роботов. Например, в Британии работает организация Hands Free Hectare. Ее название дословно переводится «Гектар без рук». А ее цель – автоматизировать сельское хозяйство на всех стадиях: от высаживания семян до ухода за урожаем и уборки. И более того, она уже смогла применить это на практике: было собрано два урожая озимой пшеницы и ячменя без единого человека в поле. Как считают инженеры компании, любой этап сельскохозяйственного процесса под силу роботам, начиная от проверки растений на болезни и прополки сорняков. Они уверены, что полная автоматизация сельского хозяйства – это дело не столь далекого будущего.
Кто-то скажет: до Британии нам еще далеко. Но и в России все не так плохо. Уже сейчас страна занимает 15 место в мире по уровню цифровизации сельского хозяйства, а рынок информационно-компьютерных технологий в отрасли оценивается в 360 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные Минсельхоза, озвученные на февральской конференции «Точное земледелие 2018».
К 2026 году рынок информационно-компьютерных технологий в российском сельском хозяйстве должен вырасти как минимум в пять раз, в том числе за счет поддержки агро-стартапов.
Однако совсем заменить людей роботами в агросекторе пока нельзя – машины еще не достигли точности, которая позволяла бы, например, собирать нежные ягоды или делать работу агронома. Как недавно отметил генеральный директор группы компаний «РЗ Агро» Стефан Мак Фарлан, в ближайшее время сельское хозяйство все равно не останется без людей. «Хотя где-то беспилотные технологии дают преимущества, но без агрономов все равно работать нельзя», – подчеркнул он. Хотя его компания как раз и занимается проектами автоматизации управления производством в сельском хозяйстве.