Переход на прямые договоры, исключение лишних посредников, дополнительные меры защиты собственников жилья, усиление контроля деятельности управляющих компаний… Эти темы остаются в топе важнейших вопросов для всех участников рынка ЖКХ. Государственная Дума РФ поддержала во втором чтении законопроект о прямых договорах в жилищно-коммунальной сфере. Таким образом, управляющие компании будут исключены из цепочки коммунальных платежей. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Фактически в многоквартирных домах исключается посредник в лице управляющей организации. Важный законопроект, касающийся внедрения «прямых договоров» между потребителем и поставщиком ресурсов, пройдя все правовые экспертизы, успешно прошел и второе чтение в Госдуме РФ. Напомним, что авторами поправок в Жилищный кодекс России являются председательствующая в думском комитете по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская и ее заместитель Павел Качкаев.
«Законопроект о прямых договорах собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций принят во втором чтении. Подковерные игры лоббистов, затормозившие процесс принятия закона, удалось преодолеть. Вопрос пришлось «продавливать» лично профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку. Третье, заключительное, чтение закона запланировано на пятницу, 23 марта. Вступление закона в силу – с 1 апреля 2018 года. Вопрос важнейший для сферы ЖКХ, после рассмотрения которого в вопросе управления многоквартирными домами мы имеем шанс получить более-менее цивилизованный рынок, а не тот бардак, который есть сейчас, – прокомментировал принятие важного документа на своей странице в ФБ депутат Государственной Думы от Свердловской области, автор программы «Справедливое ЖКХ» Дмитрий Ионин. – Без прямых расчетов все УК будут планово-убыточными. За счет неплательщиков и сверхнормативов. Соответсвенно, если твое предприятие всегда, в силу законодательства, убыточно, но ты продолжаешь им заниматься - значит ты это делаешь чтобы воровать деньги. И, к сожалению, последние 14 лет сама система вела к тому, что только такие участники и были в сфере. Закон о прямых расчетах позволит начать строить прозрачную систему. Это плюс. Хотя, конечно, я бы вообще ЖК и частные «управляшки» отменил и вернул как было раньше. Потому, что система тогда работала лучше. Факт».
Напомним, что в конце января этого года профильный комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ поддержал поправки ко второму чтению законопроекта о переходе собственников на прямые договоры. Так, было принято решение отменить право на вето ресурсоснабжающих организаций на решение собственников о переходе.
«На самом деле законопроект не так прост как может показаться. В Первоуральске городские власти уже длительное время добиваются от управляющих компаний перехода на прямые расчеты собственников жилья с поставщиками энергоресурсов. И в тех домах, где этот переход состоялся, жильцы пишут жалобы во все инстанции, ходят на приемы к депутатам разных уровней и ничего не могут поделать – ресурсники присылают им завышенные счета. Люди жалуются, а счета с нелепыми цифрами продолжают поступать. И никто ничего с компанией «Энергосбыт», присылающей такие счета поделать не может, – высказал нам свою точку зрения популярный уральский блогер и редактор сайта pervo.info Анатолий Гусев. – Действительно были в Первоуральске случаи, когда руководители управляющих компаний в городе не рассчитывались с ресурсниками, а собранные с населения деньги уходили не по назначению. Несколько директоров «управляшек» в Первоуральске были осуждены. Двое получили реальные сроки. Но эти невыплаты не касались собственников жилья. Это были проблемы ресурсников. Сейчас депутаты хотят избавить поставщиков ресурсов этих проблем и переложить их на жильцов многоквартирных домов. А то что проблемы будут и эти проблемы надолго уже доказала нам ситуация с «Энергосбытом».
Как поведал нам непосредственный участник обсуждения революционного законопроекта в Госдуме, голосование парламентариев прошло в спокойной обстановке. Несмотря на долгие споры на протяжении нескольких последних месяцев по поводу предложенных поправок, вчера жаркой полемики на заседании ГД не случилось.
«Против никто не выступал, за последние полгода и так было много споров на эту тему. Сейчас в Думе есть консенсус о необходимости скорейшего вступления закона в силу. И так лобби управляющих компании всячески тормозило сроки принятия. Он должен был вступить в силу уже с начала года», – рассказал экспертному каналу Дмитрий Ионин.
Напомним, что рост тарифов ЖКХ в России в 2017 году почти вдвое превысил инфляцию. По итогам прошлого года рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в России составил 4,6 % при инфляции на уровне 2,5 %, свидетельствуют опубликованные данные Росстата. При этом, по данным Росстата только за II квартал 2017 года, объем задолженности УК составил почти 250 млрд рублей. Такая сумма была собрана управляющими компаниями с потребителей, но оказалась не перечислена ресурсоснабжающим организациям, поставляющим потребителям свет, газ и воду.
«Практически все говорят о посредниках управляющих организациях, которые собирали плату за коммунальные услуги, но не перечисляли поставщикам ресурсов. У нас в Кургане этого не было, изначально были прямые договора с поставщиками коммунальных услуг. Однако не менее больным этот вопрос был для ЖСК, ТСЖ, ТСН. А это 20 % многоквартирных домов. ТСЖ заключали договора с ресурсниками, собирали плату с жителей и перечисляли поставщикам. Здесь и возникала проблема. В каждом доме имеются несколько квартир, которые не платят за тепло, горячую воду и пр. Ресурсопоставляющие компании подавали иски в АС, взыскивали долги, пени, судебные расходы и пр. Расходы несли добросовестные плательщики, – рассказал о примере введения прямых договоров в Зауралье исполнительный директор регионального центра «Общественный контроль ЖКХ» Иван Камшилов. – Зачастую собрания членов ТСЖ принимали решение разбросать долги между добросовестными плательщиками. .возникали конфликты, поступали жалобы, подключалась прокуратура, суд и пр. ситуация была тупиковая. переход на прямые договора позволит хотя бы частично решить проблему путем отключения у должников электроэнергии, горячей воды, газа . По теплу холодной воде и канализации вопросы останутся. Но хотя бы так. Да и для ТСЖ собрать деньги достаточно накладно, это и кассир, и счет в банке не бесплатно, и прочее».
В беседе с нашим корреспондентом Дмитрий Ионин просил еще раз обратить внимание, что «это пока второе чтение, финальное голосование будет в пятницу 23 марта на итоговом третьем чтении законопроекта». Ранее свою точку зрения, почему принятие данного закона излечит ряд «родовых травм» нашего жилищного законодательства, уральский политик обозначил читателям РИА «ФедералПресс».
«Это самый большой камень преткновения. Лично я и ряд моих коллег, занимающихся профессионально темой ЖКХ, настаиваем, чтобы жители могли принимать решение о переходе на прямые расчеты не спрашивая мнение ресурсника. Это сфера публичного договора и такое вполне возможно. Если же норма останется, то ресурсник сам будет решать. С этой управляющей компанией у него отношения не сложились – тогда будет разрешать жителям перейти на прямые расчеты. А с этой они «вась-вась», дружат, вместе с их директором в бане моются, деньги вместе «пилят», еще что-то – и все, норма для жителей домов под управлением такой УК работать не будет. Схема оплаты останется старая – с лишним посредником в виде управляющей компании. Соответственно, в таком раскладе, поручение Медведева не будет выполнено в полном объеме», – отмечал депутат Государственной Думы.
Отметим, что принудительно переводить владельцев жилья в многоквартирных домах на прямую оплату ЖКУ ресурсоснабжающим организациям никто не собирается. Для этого необходимо принять соответствующее решение на собрании собственников жилья. Так, управляющие компании перестают быть посредниками, а ресурсоснабжающие организации получают право отказаться в одностороннем порядке от договора на снабжение коммунальными услугами и перейти на прямые договорные отношения в случае, когда у управляющих организаций есть задолженность более двух среднемесячных объемов. Законодатели и потребители уверены, что таким образом повысится прозрачность и собираемость платежей за коммунальные услуги.
«Я это решение полностью поддерживаю. Это своевременное и давно ожидаемое мероприятие. Я только могу поддержать это и пожелать скорейшего принятия. С точки зрения потребителей, это очень полезно. С точки зрения ресурсоснабжающих предприятий это тоже полезно, потому что пропадает промежуточное звено в виде управляющей компаний. Управляющим компаниям это тоже объективно полезно, потому что освобождает от необходимости, так сказать, манипулировать какими-то, иногда весьма приличными, денежными ресурсами. То есть, соблазна будет меньше», – отметил в беседе с нашим корреспондентом заместитель директора центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Блех.
Фото: из архива ФедералПресс