Top.Mail.Ru
Новости компаний
Красноярский край
0

Ремонт за чужой счет. ФАС ставит «неуд» менеджменту «Юнипро»

В среду, 25 апреля, в арбитражном суде Москвы состоялось предварительное слушание по исковому заявлению энергетической компании «Юнипро», основным владельцем которой считается один из крупнейших работающих на российском энергетическом рынке иностранных инвесторов – германский концерн Uniper. Компания требует отменить решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), признавшее «Юнипро» нарушителем антимонопольного законодательства. Произошло это после того, как ведомство обнаружило, что после случившейся два года назад аварии на Березовской ГРЭС, где сгорел новый энергоблок, «Юнипро» получила около 1 млрд рублей с потребителей оптового рынка электроэнергии по так называемым «договорам о предоставлении мощности» (ДМП). Специалисты уже заметили, что у «Юнипро», как снежный ком, накапливаются проблемы, связанные неэффективностью менеджмента, отчего не только множатся аварийные ситуации, но и падают объемы выработки и финансовые показатели. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Страховка и пожар

«Авария на Березовской ГРЭС стала серьезным вызовом для компании «Юнипро», – заявил «ФедералПресс» генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский. – Случившийся там пожар привел к довольно серьезным последствиям».

Как отметил эксперт, компании повезло, что в результате произошедшей аварии не было человеческих последствий. «Кроме того, компании не хватило страхового покрытия для ремонта энергоблока, – отметил Андрей Листовский. – «Юнипро» ничего не остается делать, кроме как своими силами восстанавливать энергоблок, что уже может говорить о качестве менеджмента в энергокомпании».

Компания «Юнипро» 29 марта подала исковое заявление в арбитражный суд Москвы, который назначил проведение предварительного судебного заседания на 25 апреля. Судебное заседание по аналогичному иску компании «Системный оператор» предположительно должно состояться 7 мая.

Поводом для конфликта ФАС с энергокомпанией стала история с пожаром на новом 800-мегаваттный энергоблоке на Березовской ГРЭС, который специалисты уже назвали «худшей аварией после Саяно-Шушенской ГЭС». Введенный в эксплуатацию в октябре 2015 года он сгорел 1 февраля 2016 года, только по счастливой случайности обойдясь без человеческих жертв. Энергоблок, стоимость восстановления которого оценивалась в 25 млрд рублей, был переведен в аварийный ремонт. Такую сумму компания возместила за счет страховки, последний платеж в размере 20 млрд рублей получив в мае. Но в совокупности финансовые потери «Юнипро» от происшествия оказались довольно значительными с учетом потерь на рынке и того, что ей придется потратить приблизительно около 39 млрд рублей на восстановление блока, который, как предполагалось, будет восстановлен только в 2019 году.

Списать в убыток

Год назад история с пожаром на Березовской ГРЭС стала предметом изучения Федеральной антимонопольной службы, которая в результате исследования пришла к выводу, что третьего энергоблока фактически не существует. Она обвинила «Юнипро» и Системного оператора в том, что из-за их действий потребители по договору о ДМП продолжали оплачивать мощность неработающей электростанции, заплатив уже около 1 млрд рублей.

Эта дополнительная нагрузка не могла остаться незамеченной потребителями, самочувствие которых и без того подверглось серьезным испытаниям. Ожидаемый среднегодовой рост цены на электроэнергию (CAGR) в 2018–2020 годах для ценовых зон оптового рынка без населения – 7,1 %, что на 3,1 процентного пункта выше прогнозной инфляции, что повысит платежи потребителей в целом на 660 млрд рублей за эти три года.

Антимонопольное ведомство возбудило дело в отношении «Юнипро» и Системного оператора Единой энергетической системы в июне 2017 года, а 26 января 2018 года ФАС России признала ПАО «Юнипро» и Системного оператора Единой энергетической системы нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Вывод о потере третьего энергоблока был сделан на том основании, что 44 % оборудования «Юнипро» списала в убыток. Теперь за нарушение законодательства обоим хозяйственных субъектам грозит штраф.

Но «Юнипро» не стала дожидаться определения размера штрафа, подав иск в Арбитражный суд Москвы. «Мы не признаем себя виновными, полагая, что расследование было односторонним, – пытался оправдать ситуацию официальный представитель ПАО «Юнипро» Дмитрий Ермиличев, комментируя конфликт компании с Федеральной антимонопольной службой.

Представитель одного из крупнейших инвесторов, работающих на российском энергетическом рынке, обвинил ФАС в изобретении «пятого состояния». По его мнению, «в правилах энергорынка нет понятия «отсутствующее оборудование», но есть четыре состояния – ремонт, холодный резерв, горячий резерв, консервация, пояснил журналистам Дмитрий Ермиличев. Если следовать предложенной логике, сгоревший энергоблок, который ничего не мог производить и до сих пор ничего не производит, находится либо в резерве, либо в ремонте. А значит, «Юнипро» имела право на получение денег от потребителей.

Поглощение слиянием

«Юнипро» считается крупной энергокомпанией, которой в России принадлежит пять электростанций. Но в последнее время предприятие, 82,3 % акций которого принадлежит немецкому концерну, преследуют неудачи. Аварии на Березовской ГРЭС предшествовал еще одна, когда в 2015 году в результате пожара на Сургутской ГРЭС-2 рухнула крыша машинного зала. Сургутская ГРЭС-2, также входящая в структуру «Юнипро», хоть и является самой крупной тепловой электростанцией в Евразии, но одновременно считается одной из наименее загруженных в энергосистеме, где ежегодные потери из-за неэффективного менеджмента оцениваются в 15 млн евро.

Специалисты обратили внимание, что, по оценкам трех кварталов прошлого года, «Юнипро» сократила выработку энергии на 10 %, а ее выручка за первое полугодие снизилась с 41 до 39 млрд рублей.

«В последнее время довольно часто стали подвергать критике политику компании «Юнипро», которая «выплачивает инвесторам щедрые дивиденды, – заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров. – Появились сообщения о том, что она готова возвращать акционерам от 40 до 60 % прибыли дважды в год. Хотя очевидно, что полученную прибыль лучше было бы направлять на повышение надежности станций и модернизацию действующих энергоблоков».

Штрафы и последствия

На сегодняшнем судебном заседании было принято решение объединить два дела – «Юнипро» против ФАС и системный оператор против ФАС – в одно. Следующее заседание состоится 7 мая.

Интересно, что ФАС пока не спешит с определением размера штрафа за нарушение антимонопольного законодательства. Многие уже обратили внимание на заявления заместителя руководителя ФАС Виталия Королева. Так в феврале нынешнего года в ходе Недели российского бизнеса он уверял, что размер штрафа в отношении «Юнипро» и Системного оператора Единой энергосистемы России будет определен не раньше марта. Но в кулуарах Красноярского экономического форума замглавы ведомства неожиданно заявил, что решение о размере штрафа, который по закону может составить от 1 до 15 % от оборота компании, откладывается. «Работаем, считаем, – заявил журналистам Виталий Королев. – В апреле, я думаю, вряд ли будет готово, скорее всего, в мае».

Впрочем, эксперты полагают, что «Юнипро» использует все возможные варианты, чтобы минимизировать свои финансовые и репутационные издержки, в том числе постарается избежать потенциально возможного уголовного дела за игры с ДПМ на рынке. «Конечно, у любой компании могут быть такие ситуации, как у «Юнипро», – отметил Андрей Листовский. – Наверняка были нарушены какие-либо регламенты или правила эксплуатации. Как правило, такие истории происходят, когда просто не хватает денег, а главным инженерам предприятий приходится рисковать».

Фото: polytech.sfu-kras.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.