Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

Покоритель Арктики. «Газпром нефть» создает собственный ледокольный флот

В Санкт-Петербурге состоялась церемония поднятия флага на только что сошедшем с верфи новейшем отечественном ледоколе «Александр Санников». Это первое ледокольное судно во флоте «Газпром нефти». О возможностях уникального корабля, его задачах и о том, зачем нефтяной компании потребовался собственный ледокол, – в материале «ФедералПресс».

Прирастает Севером

Самый центр Петербурга, Нева, причал у Английской набережной и пришвартованный к ней ледокол. Место для торжественной церемонии выбрано очень удачно. Событие нерядовое – можно сказать, рождение нового судна и одновременно большой шаг вперед в деле освоения Арктики, нефтяные залежи которой около полувека были недоступны для рынка из-за отсутствия технологий добычи и возможности транспортировки. Теперь «Газпром нефть» в буквальном смысле ломает лед в отношениях с суровой Арктикой.

«Мы подобрали необходимые технологические ключи, построили уникальную схему вывоза нефти с Новопортовского месторождения – водным путем по Обской губе и далее по Северному морскому пути, – рассказал, открывая церемонию, первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. – Важным элементом этой транспортной схемы является ледокольное обеспечение вывоза нефти. Для решения этой задачи требовалось строительство современных, мощных, эффективных судов. Такое судно было построено нашими партнерами из компании «ОСК». И сегодня ледокол «Александр Санников» – это новый флагман арктического флота нашей компании».

Назначение нового дизель-электрического ледокола – сопровождать в акватории Обской губы танкеры, транспортирующие нефть, добытую на Новопортовском месторождении. Его разработку ведет дочернее предприятие «Газпром нефти» – «Газпромнефть-Ямал».

«Газпром нефть» серьезно взялась за освоение Арктики. Компания реализует здесь сразу три крупных проекта: разработку Новопортовского, Приразломного и Восточно-Мессояхского месторождений. В этом году, как сообщил Вадим Яковлев, компания планирует добыть здесь суммарно около 14,5 млн тонн нефти, а в перспективе увеличить добычу до более чем 20 млн тонн.

В планах «Газпром нефти» на Ямале еще один крупный проект – строительство газопровода с Новопортовского месторождения на Ямбург. «В данный объект мы вложим около 75 млрд рублей, а в целом на Ямале компания в ближайшие 5 лет планирует инвестировать около 400 млрд рублей, – сообщил Вадим Яковлев. – То, что мы делаем, дает нам основание считать, что мы являемся отраслевым лидером в освоении Арктики».

По словам первого заместителя генерального директора «Газпром нефти», работа компании в этом регионе – передовой опыт того, что делает нефтянка не только в России, но и во всем мире. «Это глобальная конкурентоспособность и большой вклад в развитие региона, для которого мы создаем рабочие места, ключевые объекты инфраструктуры, доступные для местных жителей и компаний, действующих в регионе», – отметил Вадим Яковлев.

Самый мощный

Важной составляющей программы освоения Арктики станет новый ледокол «Газпром нефти». «Судно носит имя Александра Санникова – нашего коллеги, большого профессионала и очень доброго человека. Мы все его помним и все им гордимся, – говорит заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам «Газпром нефти» Елена Илюхина. – Желаю, чтобы на пути судна никогда не было никаких проблем. В добрый путь».

Звучит команда поднять флаг, и под гимн России в исполнении духового оркестра государственный флаг Российской Федерации поднимается по флагштоку и трепещет на ветру. «Александр Санников» вошел в состав российского арктического флота. При мощности 22 МВт «Александр Санников» показывает аналогичную ледопроходимость с атомными ледоколами типа «Таймыр» и «Вайгач», которые тратят на ту же работу до 36 МВт (на треть больше энергии).

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников», – российского производства. Центр судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Также отечественные производители обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами.

«Доля отечественного контента в этом судне превышает все ранее достигнутые нами параметры, – отметил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. – Здесь используются элементы электродвижения, которые произведены в России, отечественные материалы, металл, система навигации. Кроме того, это судно имеет новый уровень автоматизации, что позволило сократить численность экипажа до 19 человек».

Действительно, обычно для управления подобным судном нужна команда вдвое больше. Но цифровизация управления ледоколом значительно повысила эффективность работы экипажа. Бортовые компьютеры полностью регулируют системы жизнеобеспечения судна, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами.

Самый маневренный

Другая важная черта «Александра Санникова» – его многофункциональность. Ледокол способен не только справиться с проводкой танкеров и оказанием помощи при швартовке, но также участвовать в спасательных операциях, пожаротушении, ликвидации последствий нештатных ситуаций. Многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн – по функционалу «Александр Санников» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

 

Еще одна важная особенность нового судна – работа по принципу «нулевого сброса»: без какого-либо риска для окружающей среды. Все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами.

В том, что касается главной задачи любого ледокола – ломать лед, «Александру Санникову» также нет равных среди неатомных судов. Он способен справиться со льдом толщиной до 2 метров. Мало того, он может совершить полный разворот на 360 градусов всего за минуту.

В этом ледоколу помогает еще одна уникальная особенность – наличие трех винто-рулевых колонок, одна из которых расположена в носовой части судна. Имея три винта, судно обретает необычайную маневренность, которая недоступна даже атомным ледоколам. Даже лед судно разрезает особым способом. «Обычно ледоколы ломают лед набегом, за счет скорости и веса. А здесь носовой азипод (винто-рулевая колонка) крошит и размывает лед, – поясняет старший помощник капитана ледокола Сергей Щёлоков. – Также у судна есть система динамического позиционирования, которая способна удерживать курс судна».

Уровень технологий понимаешь, попадая в ходовую рубку, где находится пост управления судном. В центре – кресло и три джойстика для управления винто-рулевыми колонками. В нем обычно сидит вахтенный штурман. Множество экранов, на которые выводится вся необходимая информация: электронные карты, радар. На одном из экранов – картинки с видеокамер, установленных по всему периметру судна. Кроме того, множество переключателей, телефоны, рации и другое оборудование.

Время Арктики

Государственный флаг поднимается перед первым походом ледокола в Арктику. Он отправляется в Обскую губу, к расположенному там нефтеналивному терминалу «Ворота Арктики», где и будет нести свою службу. Позже к нему присоединится его собрат – ледокол того же класса «Андрей Вилькицкий», который также строится на верфях Выборгского судостроительного завода для арктического флота «Газпром нефти».

«Оба судна будут находиться на дежурстве в районе терминала «Ворота Арктики». Они будут обеспечивать безопасную швартовку судов для погрузки и сопровождать танкеры для их выхода на Северный морской путь, – сообщил Вадим Яковлев. – Для решения задачи вывоза нефти с Новопортовского месторождения этих судов достаточно и по количеству, и по характеристикам. Что касается танкерного флота, его мы расширяем, сейчас идет строительство седьмого танкера».

Действительно, «Александр Санников» стал первым ледоколом, построенным по программе «Время Арктики», в рамках которой уже спущены на воду и активно трудятся шесть танкеров, транспортирующих нефть с Новопортовского месторождения. Вместе собственный флот и нефтяной терминал – единственный в мире расположенный в пресных водах за Полярным кругом, в нескольких километрах от берега, позволили «Газпром нефти» создать уникальный маршрут транспортировки нефти по Северному морскому пути. Проторить дорогу к одному из крупнейших месторождений полуострова Ямал, извлекаемые запасы нефти и конденсата которого оцениваются в 250 млн тонн.

Фото: пресс-служба ПАО «Газпром нефть»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.